Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе » Что такое праведный гнев? На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
СообщениеДобавлено: Пн Дек 18, 2006 5:05 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




Цитата:
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Слово 996
Не побежден бывай от зла ближних, но побеждай благим злое [Рим. 12, 21], главное, - молитвою за делающих зло. Сами себя, друг друга и весь живот наш, со всеми недостатками, взаимными обидами, Христу Богу предадим. Сами никому да не мстим, ни единым злым помыслом или намерением, но предоставим мстить за себя Богу. Мне отмщение, Аз воздам [Рим. 12, 19 (Втор. 32, 35)], говорит Бог. Надо любить и врагов: ведь их диавол учит и подстрекает враждовать.


Но, пытаясь рассуждать на эту тему, прихожу к тому, что нужно дать согласие Господу использовать нас, как орудие Своего гнева, буди на то Его воля. Христоматийный пример - Пересвет и Ослябя на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского.
Без нашего согласия это невозможно. Тем и грешат пацифисты, видимо, что своей категоричностью ставят свою волю выше Божией...
Очень скользкая формулировка, понимаю.
Поэтому нельзя гневаться за себя.
Как-то так...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вт Дек 19, 2006 5:48 pm Ответить с цитатой
sn62
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 13.12.2006
Сообщения: 118




Странница: Посмотрела святых отцов. Евфимий Зигабен пишет (вернее, цитирует), что "бывает благовременным гнев против тех, которые живут вопреки заповедям Божьим ... Странно я думал, что вы читаете то, что цитируете.
Извините, найдете цитату буквально следующего смысла - на зло необходимо отвечать злом, (зло продукт гнева, надеюсь, понятно) вопреки заповедям. Всё остальное от Вашего непонимания, от гордыни, не дай Бог ещё себя «рукой Господа» возомнить. Спор со своей стороны прекращаю не из-за отсутствия аргументов, а в виду бессмыслия.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вт Дек 19, 2006 6:15 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




Нужно различать гнев и зло. С этого началась тема устами ЕА.
Зло может твориться и без гнева, а с радостью. Бывает и злорадство. Видимо, и гнев может быть без зла, если Сам Христос гневался и возмущался духом...
sn62 писал(а):
Всё остальное от Вашего непонимания, от гордыни, не дай Бог ещё себя «рукой Господа» возомнить.

Это искушение справа.
Итак, с одной стороны получается толстовство и пацифизм, а с другой стороны - ложное мессианство и прелесть быть "рукой Господа".
С пацифизмом и так все ясно, православные не пацифисты, а не впасть в искушение справа и не ринуться крушить все по чем зря поможет смирение и послушание, чему тоже учит нас Господь наш Иисус Христос, который Сам "трости надломленной не преломил и льна курящегося не угасил".
Как-то так...


Последний раз редактировалось: Олеговна (Вт Дек 19, 2006 6:51 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вт Дек 19, 2006 6:50 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




Странница писал(а):
Представьте, что человек, однажды вызвавший ваш вот такой праведный гнев, каждый день работает возле вас и вы точно знаете, что он и не думает меняться: в уме и сердце его всё те же мысли - кощунственные, посягающие на святыню . Насколько я понимаю, отношение к такому человеку в быту может быть одно: по Евангелию, как к язычнику и мытарю. А вот как это выражается практически? Как внутренняя отстранённость? Как в такой ситуации не согрешить, ни на лево, ни на право ? Может, кто посоветует?


Вот тут на форуме модераторы нас регулярно призывают "отделяйте людей от их мировоззрения, с их заблуждениями спорьте, а людей любите". Я только добавлю - молитесь за них Smile . Простите меня, Странница, не мне вас поучать. Просто радостно, что вопрос задан и можешь на него ответить. Smile

_________________
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вт Дек 19, 2006 8:14 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Олеговна
Спаси Господь! Да, с полгода назад мне в лицо о Святыне сказали такое, что мне очень хотелось бы забыть... Crying or Very sad Эта несчастная (ученица Джуны, внучка колдуна, которого она с восхищением вспоминает) в тот же день потеряла свою единственную подругу, потому что та в ужасе и шоке буквально убежала от её откровений. Это было начало поста, когда обступают искушения... С тех пор ничего не изменилось. Нет, мы не ругаемся, всё благоприлично... но очень тяжело. Меня мучает, что я не могу любить её, как всех других Crying or Very sad ...
sn62 писал(а):
Спор со своей стороны

Я и не спорила вовсе, я просила совета. Вижу, что Вам не доводилось попадать в такую переделку, как моя - и не дай Вам Бог!

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 20, 2006 12:57 am Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




sn62
Диалог, раз не хотите, давайте не будем вести, однако я цитату о реакции на зло нашла, причём случайно, на нашем же форуме, и так как Вы просили, - вот, пожалуйста.
http://miryane.ru/viewtopic.php?t=1786&start=30

Цитата:
По словам владыки Даниила, российскому обществу "нельзя мириться со злом, в противном случае мы в нем соучаствуем". "Для людей нашего поколения эти принципы - незыблемы. Но молодые ребята, которым предстоит в будущем созидать и обустраивать Россию, утрачивают это чувство...

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 20, 2006 2:16 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




Странница, помощи Божией!

"Блажен муж, иже не иде не совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе..." - что тут добавишь?
Но любить и молиться за их бессмертные души мы должны. И любить. Не так, как раньше, а сильнее и самоотверженнее...

_________________
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Ср Дек 20, 2006 5:13 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Олеговна
Спасибо за поддержку! [-o<

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Дек 22, 2006 4:04 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Перепроверяя себя Au , перечитала кое-что в своих книжечках. Это прямо в тему, поэтому – делюсь. Может быть, кому-нибудь когда-нибудь пригодится Smile .
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. ГлаваXX11. О страсти и деятельности (энергии).
Цитата:
«…Страсть есть неразумное движение души по причине представления блага или зла. …Энергия же есть движение деятельное. …Таким образом и гнев есть энергия (или деятельность) пылкой части… Энергия есть движение согласно с природою, а гнев – вопреки природе.»

Поучения аввы Дорофея. Поучение двадцать первое.
Цитата:
«Евагрий говорит: разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть её желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предаётся созерцанию сотворённого.»

Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. 242.
Цитата:
Вопрос. «Скажи мне, Отец мой, естественна ли раздражительность, или противоестественна, и какое в ней различие?
Ответ. Брат! Есть раздражительность естественная и есть раздражительность противоестественная. Естественная противится исполнению похотливых вожделений и она не требует врачеваний, как здравая. Противоестественная восстаёт, если не исполняются похотливые вожделения.»

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Глава 16.
Цитата:
«Гневаяйся на брата своего всуе, повинен будет суду, говорит Христос. Этими словами он не устраняет гнев совершенно: во-первых потому, что человек не может быть свободен от страстей, он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвёл гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь безпечных. …Итак, не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев неблаговременный, почему и пророк сказал: гневайтеся и не согрешайте (Псал. 4, 5).»
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вт Дек 26, 2006 10:42 pm Ответить с цитатой
sn62
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 13.12.2006
Сообщения: 118




Спасибо понял. Праведный гнев это когда гневается праведник. Себя праведником не считаю. Следовательно мой гнев это грех.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2006 1:54 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




sn62 писал(а):
Праведный гнев это когда гневается праведник. Себя праведником не считаю.

Сильно сказано. А можно в связи с этим вопросик? Хотелось бы понять Вашу логику. Вы считаете, что святые отцы писали только для праведников?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Дек 27, 2006 9:03 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Прочитала сегодня замечательное свидетельство о том, какой он - естественный гнев - энергия, данная нам Богом для спасения.
Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006, с. 722.
Цитата:
В нём было что-то сильное, решительное, Божественное. В немощном и маленьком теле скрывалась мужественная душа. Эта душа обладала многой силой и гневом – в святоотеческом смысле этого слова. Святые отцы называли гнев нервом души. Эту силу гнева старец обратил к доброму и использовал её для стяжания добродетели. Если кто-то совершал зло, превосходившее меру, старец без колебаний его обличал, он умел бесстрастно гневаться – по речению Священного Писания «гневайтеся и не согрешайте» - то есть умел гневаться, не теряя внутреннего мира, и – в любом случае – побудительной причиной его гнева была защита не себя, но чего-то высшего. В таких случаях он говорил с людьми не под властью страсти гнева, но с душевной болью.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Дек 28, 2006 1:45 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




Странница
Ух, ты! Very Happy

Вот еще из старца Паисия:
Цитата:
— Геронда, в одной стихире поется: "Яростию подвигшеся праведнейшею" [34]. Какая ярость или гнев являются праведнейшими?

— Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, — это "праведнейший гнев." Гневаться, когда обижают тебя самого, — это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу. И Христа ради юродивого можно так распознать. Если взять, например, икону и поставить ее перед ним вверх ногами, то Христа ради юродивый сразу подскочит! Такой "тест" на юродивых. Итак, есть и праведное, по Богу, негодование, и только такое негодование оправдано в человеке. Когда Моисей увидел, как народ приносит Жертву златому тельцу, он, вознегодовав, поверг на землю скрижали с заповедями, которые дал ему Бог, и они разбились [35]. Финеес, внук первосвященника Аарона, совершил два убийства, а Бог заповедал, чтобы из рода его происходили священники Израилевы! Когда Финеес увидел, как израильтянин Замврий грешит с мадианитянкой Хазви перед Моисеем и всеми израильтянами, то он не удержал себя. Поднявшись от сонмища, он убил их, и гнев Божий остановился. А если бы он не убил их обоих, то гнев Божий пал бы на весь народ израильский [36]. Как это страшно! Я, когда читаю в Псалтири стих "И ста Финеес и умилостиви и преста сечь" [37], много раз лобызаю его имя. И Христос, когда увидел, как в ограде Храма продают волов, овец, голубей, увидел менял, меняющих деньги, взял бич и изгнал их [38].

Когда духовный человек, негодуя, стремится защитить себя самого в чем-то личном, то это совершенно эгоистично, это действие диавола. Такой человек извне поддается бесовским воздействиям. Если же кого-то обижают или над кем-то издеваются, то за него должны заступиться другие, и ради справедливости заступиться, а не ради своей личной выгоды. Негоже ругаться за себя самого. Другое дело — противостать обидчикам, чтобы защитить серьезные духовные вопросы, то, что касается нашей веры, Православия. Это твой долг. Думать о других и противодействовать для того, чтобы их защитить, — это чисто, потому что это совершается от любви.

Когда я уехал на Синай, то раз в одну-две недели спускался в монастырь, чтобы причаститься. Дикеос [39] там был очень простой. Однажды он мне говорит: "Ну нет, не каждую неделю. Монахи должны причащаться четыре раза в год." Тогда у них был обычай причащаться редко. Я надевал на камилавку куколь. "И куколя тоже не носи," — говорит он мне. Они надевали куколи только в торжественных случаях. "Как благословите," — ответил я ему и носил куколь переброшенным через плечо как шарфик. Больше этот вопрос меня не занимал. Ругаться из-за этого, что ли? Но ко Святому Причащению я каждый раз готовился и шел в церковь. Когда священник возглашал: "Со страхом Божиим и верою приступите..." — я приклонял голову и говорил: "Ты, Христе мой, знаешь, какая у меня великая нужда в Твоих Пречистых Тайнах." И я испытывал в себе настолько [ощутимое] изменение, что не могу с уверенностью сказать, довелось бы мне испытывать его в случае, если бы я не причащался. Прошло несколько месяцев, и в монастырь пришло четверо или пятеро ребят, которые подвиглись приехать на Синай из-за меня. Им тоже сказали не причащаться. Вот тогда я заговорил об этом, и вопрос был улажен.

Цытату кинули мне в эту темку на "Добром слове" Smile


Последний раз редактировалось: Олеговна (Чт Дек 28, 2006 2:00 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Чт Дек 28, 2006 1:58 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




sn62 писал(а):
Спасибо понял. Праведный гнев это когда гневается праведник. Себя праведником не считаю. Следовательно мой гнев это грех.

Что-то в этом есть... Воины каялись в грехе убийства, вернувшись и со священной войны в защиту Отечества... Наверное и люди достигшие некоторых духовных степеней каются в гневе, даже в том, который внешним представляется праведным, хотя наверняка мы этого и не знаем. Но что мы знаем наверняка из отеческих писаний, чем чище сердце, тем глубже покаяние и святые умирали в сознании глубочайшей своей греховности... Наворотила я тут что-то... м-да... но что-то в этом есть... Думаю, это, возможно, правильный помысл: "мой гнев - это грех всегда." Как-то так...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Чт Дек 28, 2006 2:18 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




Олеговна
Олеговна писал(а):
Думаю, это, возможно, правильный помысл: "мой гнев - это грех всегда." Как-то так...


Ну,это уже наверняка перебор будет.

Например,всякому христианину уместно прогневаться в случаях.когда глумятся публично над Верой Православной,богохульствуют или попирают святыню.
Также,не во грех станет,ежели гнев на беззаконие очевидное возгорится или в защиту слабого против обидчиков.
Также,на войне случается такое,когда необходимо изгнать малодушие,если убеждение или ободрение не подействуют.
Ещё бывает вполне праведный гнев на самого себя.

Во всех этих случаях гнев допустим и даже желателен,ибо есть вещи,на которые взирать безстрастно просто невозможно.
Когда "Молчанием предаётся Бог"(с).

Вот,пожалуй и всё. Very Happy

_________________
В России суровость законов умеряется их неисполнением. - П. Вяземский
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 Что такое праведный гнев? 
 Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 2 из 3  
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .