Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Когда на сердце буря » Католицизм - православный взгляд На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2007 8:11 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




Владимир писал(а):
Все наши иеговисты,баптисты, адвентисты, методисты значительно моложе. И взрощены на тех же традиционно православных территориях.


Все эти лжеверия привносились на лишенную Православия,почву.
До революции таковую предоставляли безпоповцы,полоумная интеллигенция,отступники всех мастей.
Православных среди них-не было.
"Традиционно православные территории" были во времена Святой Руси,а к упоминаемому времени очень сильно пострадали от западного влияния.
Вы предполагаете,что возможно как бы врожденное свойство православности(почвенность)...но это даже не смешно,простите.

Довод несостоятелен.

_________________
В России суровость законов умеряется их неисполнением. - П. Вяземский
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2007 8:15 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




x77 писал(а):
в принципе - да, вы правы. Ватикан от своих иезуитских методов избавиться ещё не скоро, если избавиться вообще. но среди всего этого есть вполне нормальные, рядовые люди, с которыми можно осмысленно общаться.


Безусловно,это так,добрые люди есть везде.
Речь идёт исключительно об идеях,заблуждениях,ересях.

_________________
В России суровость законов умеряется их неисполнением. - П. Вяземский
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2007 8:30 pm Ответить с цитатой
x77
Профи
Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 364




Павел Б..., кстати за линк спасибо. особенно порадовал пассаж про католического священника, оказавшегося сотрудником ГПУ Smile грех, конечно, смеятся, но не сдержался. Госбезопасность зажигает, хе-хе.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Мар 29, 2007 9:55 pm Ответить с цитатой
Римлянин.
Житель форума
Зарегистрирован: 15.08.2006
Сообщения: 434




КАТОЛИЦИЗМ: ОСОБЕННОСТИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И КУЛЬТА

Католицизм /"всеобщий", "вселенский"/ признает основные догмы и обряды христианской религии, но в то же время имеет ряд особенностей в вероучении, культе и организации. Источником своего вероучения католицизм признает не только "Священное писание", но и "Священное предание", то есть традицию. Соглас­но догматам католицизма, утвержденным уже после разделения цер­квей, исхождение Святого Духа возможно не только от Бога Отца, как сказано в "Символе Веры", но и от Бога Сына. Утвержден также догмат о главенстве и непогрешимости папы римского и дог­мат о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью, то есть о том, что сама Дева Мария, так же, как позднее и Спаситель, была за­чата от Духа Святого. Вообще культ Девы Марии /Мадонны/ чрез­вычайно широко и экзальтированно почитается в католицизме, до­казательством чему служит догмат о телесном вознесении Богома­тери после смерти.

Справляют католики и особые праздники: "Тела Христова", "Сердца Иисуса", "Непорочного зачатия Девы Марии".Католический культ характеризуется пышным , театральным богослужением, кото­рое должно воздействовать на психику верующих и их воображение. Кроме пения в храмах /костелах/используется музыка - орган. Чрезвачайно развито почитание всякого рода реликвий, святых. В отличие от отправления культа в православной церкви таинст­во Миропомазания /Конфирмация/ в католичестве совершается не ранее 8-летнего возраста, для причастия используется пресный хлеб, причем причащение мирян происходит только хлебом, а ду­ховенства-хлебом и вином.

Для католической церкви вообще свойственна строгая орга­низация и иерархический характер; согласно ее вероучению, папа римский - есть истинный наместник Иисуса Христа на земле, прее­мник апостола Петра, его власть выше власти Вселенского Собора. Кроме того католицизм проводит резкое разграничение между ми­рянами и клиром. Выражается оно в ряде установлений, отсутствующих в православии: целибат - обязательное безбрачии духо­венства, запрет выхода из духовного звания. Свои привилегии католическое духовенство строит на католическом учении о "Сок­ровищнице переизбытовающей благодати", согласно которому дея­ния Христа, Божьей Maтери, апостолов и святых, создают "запас" добрых дел, за счет которых церковь имеет право отпускать греш­никам грехи, в том числе - за деньги. Продажа индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов, была чрезвычайно широко рас­пространена в католическом мире в средние века. Кстати, только в католицизме существует догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, в которой душа грешника может быть "отмолена" им самим, духовенством или родственниками покойного.

В католицизме нет многодневных постов, "укрощение плоти" рекомендуется только в среду первой недели Великого поста, в Страстную пятницу, в канун Успения и Рождества.

Особенно значительной роль католической церкви была в эпо­ху средневековой европейской цивилизации. Церковь являлась круп­нейшим феодалом, земельным собственником. Ее расположения и содействия искали самые могущественные империи и королевства Европы. Церковь, по истине, сопровождала человека с рождения до самой смерти. Она могла раздавать интердикты - отлучения от церкви, устраивать судилища, выразившиеся в разгуле инквизиции, продавать церковные должности, казнить и миловать.

Серьезный удар по католицизму был нанесен в период скла­дывания капиталистических отношений. В результате движения ре­формации /ХУ1 в./, стремившегося значительно приспособить ду­ховную культуру общества к реальным условиям быта, возникло учение Лютера, воплотившееся в протестантизме и вытеснившее католицизм из многих стран Европы.

Современная католическая церковь - крупнейший религиозно-политический и идеологический институт, центр которого - пап­ское государство Ватикан - находится в Риме. Сегодня католи­цизм является преобладающей религией во многих странах Европы: в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, в странах Прибалтики, во Франции, в Италии, Португалии, а также на Кубе и в странах Ла­тинской Америки, на территориях Западных Белоруссии и Украины.

В наше время христианские церкви - как православная, так и католическая - под влиянием условий жизни верующих вынужде­на идти на уступки и некоторый пересмотр церковных традиций. Так, православная церковь смягчает отношение к постам: на пер­вый план выходит "пост духовный", а "теленый пост" рекомендует­ся соблюдать по мере сил. Кроме того, ныне церковь не считает греховной работу в дни религиозных праздников.

http://www.library.by/shpargalka/belarus/004/312.htm
6-й вселенский собор:
http://www.blagos.ru/2005/2005-04/paper/archives/70/month%202.htm

_________________
Вначале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 9:15 am Ответить с цитатой
олечка25
Житель форума
Зарегистрирован: 29.05.2006
Сообщения: 504
Откуда: Москва




Вот католики медленно, но верно пытаются причислить Иоанна Павла-2 к святым. На немецком сайте написана история исцеления монахини из Франции от болезни паркинсона, она призвала его имя и вернувшись в свою комнату почуствовала что боль отступила, теперь она совершенно здорова.

_________________
Господи помилуй
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 9:29 am Ответить с цитатой
Георгий Кутузов
Новобранец
Зарегистрирован: 11.03.2007
Сообщения: 5




Павел Б... писал(а):

Юрий Белановский. супермодератор писал(а):
Цитата:
(Георгий Кутузов @ 26.03.2007 - 18:20)
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛАТИНСТВЕ


Вы что же делаете? Это явный подлог. В полемике такое недопустимо. Вы цитируете отцов, критиковавших то древнее латинство...

Их мнения не применимы сейчас. Сейчас другое латинство и другой этап диалога православных с латинянами.

Эти цитаты годятся только для архива. Мол эко бывало в нашей истории... Не более того...

Изучайте документ - Отношение к инославию. Остальное - устарело...


То есть,по их мнению,Святые Отцы-устарели. А папа римский,что,уже отрекся от ереси своей?Shocked

Если так считает администрация того форума,то почитай,что и безполезно спорить.Слава Богу,интернет велик...

Во Христе,Павел.


Да, там сложновато. Но читают тему не только супермодераторы и на форум многие смотрят как, чуть ли, не на официальный орган "молодежного" отдела РПЦ. Поэтому я и ввязался в полемику, но одному без поддержки там не то что сложно, одиноко как-то. Простите за каламбур Smile.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 3:05 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




x77 писал(а):
особенно порадовал пассаж про католического священника, оказавшегося сотрудником ГПУ грех, конечно, смеятся, но не сдержался. Госбезопасность зажигает, хе-хе.


Вы об этом?

На отстранение д'Эрбиньи повлиял также скандал, связанный с личностью русского католического священника восточного обряда Александра Дейбнера, секретаря и доверенного лица д'Эрбиньи, сопровождавшего последнего в его поездке в Москву в 1926 году: А. Дейбнер оказался агентом ГПУ. Хотя, как отмечали некоторые униатские исследователи, эта версия о связи А. Дейбнера с ГПУ могла быть выдумана польскими католическими кругами ради компрометации д'Эрбиньи. Во всяком случае лишенный всех почестей и в 1937 году даже епископского сана, д'Эрбиньи вел уединенную жизнь, занимаясь литературной деятельностью, и бесславно скончался 23 декабря 1957 года после двадцати лет полного забвения. Согласно другой версии «...этот видный прелат покончил самоубийством в Риме после долгой опалы, в течение которой он был заключен в один из люксембургских монастырей. Много месяцев самоубийство скрывали, лишь в конце 1948 г. объявили, что «бедный епископ» сошел с ума. Иезуиты не дали этому самоубийству другого объяснения. Однако не следует ли поставить его в связь с исчезновением секретаря монсиньора д'Эрбиньи, аббата Александра Дейбнера, унесшего с собой портфель с документами чрезвычайной важности?» (R. Garaudy. «L'Eglise, le communisme et les cre'tierh». Paris. 1949. p.186).

Всё понятно?
Здесь приведёна оговорка,что это версия такая.
Шановни паны не желали никаких контактов с Советами,кроме как вооруженных,вот и подбросили слушок.
Будьте же внимательней.

_________________
В России суровость законов умеряется их неисполнением. - П. Вяземский
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 3:26 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




Георгий Кутузов писал(а):
Да, там сложновато. Но читают тему не только супермодераторы и на форум многие смотрят как, чуть ли, не на официальный орган "молодежного" отдела РПЦ.


А разве это не так?
Разве не ростят они своих политкорректных птенцов на экуменическом подножном корме?Одна вот,привела ссылку прямо на паписткий сайт Sad
С их рассуждениями о православности-мол,учитесь,невежды!

Что пугает...уж,если для них не все Святые отцы наши хороши,то возникает вопрос-кого нам прочат взамен?Не могу не сказать только,что сквозное лукавство администрации того форума просто слепит глаза и где они такого нахватались?
Бедные ребята...чем-то напоминают кроликов,загипнотизированных удавом. Sad Нет пророка в своём Отечестве-давайте,поищем на Западе.

Георгий Кутузов писал(а):
Поэтому я и ввязался в полемику, но одному без поддержки там не то что сложно, одиноко как-то. Простите за каламбур .

Бог простит.
Да я,грешный,со всем моим удовольствием...но в полемике такого уровня-не силён.Потому и не гожусь в оппоненты. Sad
Но у нас есть прекрасно подкованные в богословии братья и сестры,попробуйте обратиться к ним по личке.

Вряд ли они позволят выставлять себя на посмешище-забанят и все сообщения затрут. Wink К тому же,в ихней администрации-единство взглядов...так,что шансов никаких не вижу.
Простите.

Ваш во Христе,Павел.


Последний раз редактировалось: Павел Б... (Пт Мар 30, 2007 6:46 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 3:53 pm Ответить с цитатой
x77
Профи
Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 364




Цитата:
Всё понятно?
Здесь приведёна оговорка,что это версия такая.
Шановни паны не желали никаких контактов с Советами,кроме как вооруженных,вот и подбросили слушок.
Будьте же внимательней.
- что там было на самом деле - одному Богу ведомо, о том не нам судить, и не "историкам". а вот именно версия, как минимум - забавна.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 4:12 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




x77 писал(а):
- что там было на самом деле - одному Богу ведомо, о том не нам судить, и не "историкам". а вот именно версия, как минимум - забавна.


Версия как версия.Не думаю,что полякам досталось так уж много от награбленного большевиками,церковного имущества,но ватикан получил не так уж и мало...скорее всего переговоры вели дЭрбиньи и подобные ему.Не поляки,отнюдь.
В то время,да и не так давно,чтобы опорочить человека-хватало лишь пустить слушок об его близких отношениях с ГПУ.
Понимающему-достаточно.

_________________
В России суровость законов умеряется их неисполнением. - П. Вяземский
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 10:57 pm Ответить с цитатой
Римлянин.
Житель форума
Зарегистрирован: 15.08.2006
Сообщения: 434




Георгий Кутузов писал(а):
Да, там сложновато. Но читают тему не только супермодераторы и на форум многие смотрят как, чуть ли, не на официальный орган "молодежного" отдела РПЦ. Поэтому я и ввязался в полемику, но одному без поддержки там не то что сложно, одиноко как-то.

Почитал и удивился????? Sad
Полная ерунда какая-то, у каждого свое мнение. Сложилось впечатление: мол потревожил наш осиновик, жжжжжили нетужжжжили, а тут напрягаежжжжж, ужжжжалим Very Happy Это я так в шутку. Но недопустимо, мол времена меняются, и отношения к папе меняются, теперь мол он хороший,,, но суть забывают догмы веры православной.
ММДА. ЭКУМЕНИЗМОМс ПОПАХИВАЕТс!!!

_________________
Вначале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2007 11:27 pm Ответить с цитатой
x77
Профи
Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 364




дался вам этот экуменизм Smile

я, когда мелкий ещё совсем был, лет 10, была история такая: пристал мужик какой-то. гомик, в общем Smile впервые в жизни меня "клеили", сейчас вспоминать и смех, и грех. я тогда ничего не соображал, ну ходит дядя рядом, распрашивает муру всякую, как зовут, где живёшь, мороженное покупает - ну фигли, пруха Smile чего дяде надо было - до меня позже дошло. в опщем, покушал я мороженного на халяву, бодро отчитался как зовут и как живу, распрощался вежливо и домой свалил. (надо сказать, в том возрасте весьма интеллигентный был ребёнок). дядя расстроился почему-то, при расставании мордой слегка покривил, но место людное, мы у католического собора стояли, 20 лет назад такого как сейчас на улицах ещё не творилось, и надумай он чего - до суда за такие вещи можно было просто не дожить. я потом домой приехал, а дитё - оно и есть дитё, мама у меня верущая, православная, и объяснять десятилетнему сыну кто такие гомики - ей, в общем, в голову как-то не пришло... ну вот не было тогда необходимости в этом. а я домой являюсь, рожа довольная - как же, мороженным нахаляву накормили - она расспрашивать начала, ну я и выдал. историю про дядю Smile надо сказать, она мне и тогда ничего не рассказывать ни объяснять не стала, я об этом узнал от друга своего отца - когда уже подрос помогал бате по работе (он ремонтом квартир занимался), и мы как-то разговорились с напарником его. оказывается, батя когда услышал всю историю вызвонил этого самого друга, и они весь вечер вдвоём окрестности кафедралки прочёсывали - искали. ну да слава Богу не нашли. так вот, к чему вся эта история.

я пока мороженное лопал - дядя в тот самый костёл ходил. т.е. он был католиком. и вот сейчас, когда я всё это понимаю уже на взрослом уровне, лет уже не 10 а в три раза больше, слава Богу - ну вот не могу я этих католиков принимать в каком бы то ни было виде. общаться - без проблем. кофею, чайку попить - без проблем. на татами друг у друга чему-то поучится - без обид и без вопросов, всегда пожалуйста. как человек к людям - я вполне нормально к ним отношусь. но вот как православного - увольте меня от католичества в любом его проявлении. гомики-педофилы, которые перед попыткой соблазнить ребёнка заходят в храм - это просто выродки. а религия, которая заявляет что эти гомики "тоже люди" - не имеет права на существование. ну кому она нужна?

вот и экуменизм мне поэтому не нравится Smile как показывает практика, если смешать банку варенья и банку, извините, дерьма - будут просто две банки дерьма. оно надо? Smile

но, повторюсь, к людям - надо быть терпимее.

и опять извините, если обидел тут кого. я извиняюсь всё время не потому, что у меня комплекс неполноценности Smile, а просто человек я тут новый и могу чьи-то взгляды так или иначе покоробить.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2007 12:16 am Ответить с цитатой
Римлянин.
Житель форума
Зарегистрирован: 15.08.2006
Сообщения: 434




Мдаа. Как так можно два мужика повенчались, поженились Sad Вот эта высшая степень понимания любьви в католичестве Sad
Ну далее усыновят, или удачерят, мол это твой папа, а это твой мать kto tam ну ребенок посмотрит очумело Think но потом же ж они его приучат, и кого они вырастят Invalid Искалечат душеньку маленькую.
душегубы. Смерти они достойны. snipersmilie и падре тот snipersmilie Pop
Вот так. Возмутительно. Tomato

_________________
Вначале было СЛОВО, и СЛОВО было у БОГА, и СЛОВО было БОГ...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2007 1:39 am Ответить с цитатой
x77
Профи
Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 364




Георгий Кутузов, а вы отправьте их матчасть учить. Повесть временных лет, например. древнейший документ и, насколько я знаю (поправьте, пожалуйста, если не так) - этот документ не канонизирован и священным писанием он не является. можно, конечно, домысливать, разное, по по большому счёту - это почти единственное, дошедшее до нас, независимое свидетельство. а там много интересно, вот например:

Цитата:
Не принимай же учения от латинян, - учение их искаженное: войдя в церковь, не поклоняются иконам, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут крест на земле, и целуют, а встав, становятся на него ногами, - так что, ложась, целуют его, а встав - попирают, Этому не учили апостолы; апостолы учили целовать поставленный крест и чтить иконы. Ибо Лука евангелист первый написал икону и послал ее в Рим. Как говорит Василий: "Чествование иконы переходит на ее первообраз. Больше того, называют они землю матерью. Если же земля им мать, то отец им небо, - изначала сотворил Бог небо, так же и землю. Так говорят: "Отче наш, иже еси на небеси". Если, по их мнению, земля мать, то зачем плюете на свою мать? Тут же ее лобзаете и оскверняете? Этого прежде римляне не делали, но постановляли правильно на всех соборах, сходясь из Рима и со всех епархий. На первый собор в Никее против Ария (папа) римский Сильвестр послал епископов и пресвитеров, от Александрии Афанасий, а от Царьграда Митрофан послали от себя епископов и так исправляли веру. На втором же соборе - от Рима Дамас, а от Александрии Тимофей, от Антиохии Мелетий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов. На третьем же соборе - Келестин римский, Кирилл александрийский, Ювеналий иерусалимский. На четвертом же соборе - Лев римский, Анатолий из Царьграда, Ювеналий иерусалимский. На пятом соборе - римский Вигилий, Евтихий из Царьграда, Аполлинарий александрийский, Домнин антиохийский. На шестом соборе - от Рима Агафон, Георгий из Царьграда, Феофан антиохийский, от Александрии монах Петр. На седьмом соборе - от Рима Адриан, Тарасий из Царьграда, Политиан александрийский, Феодорит антиохийский, Илия иерусалимский. Все они сходились со своими епископами, укрепляя веру. После же этого, последнего, собора Петр Гугнивый вошел с иными в Рим, захватил престол и развратил веру, отвергнувшись от престола иерусалимского, александрийского, константинопольского и антиоxийского. Возмутили они всю Италию, сея учение свое повсюду. Одни священники служат, будучи женаты только на одной жене, а другие, до семи раз женившись, служат; и следует остерегаться их учения. Прощают же они и грехи во время приношения даров, что хуже всего. Бог да сохранит тебя от этого".


можно принимать на веру текст ПВЛ, можно не принимать, но то, что вряд ли в рукописи что-то менялось после XII века - это, в общем, факт. т.е. уже тогда, 900 лет назад, отношение православия к католицизму было вполне определено. и даже на мой (безусловно, дилетантский) взгляд - не так уж изменилось.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Апр 01, 2007 6:55 pm Ответить с цитатой
Павел Б...
Модератор
Зарегистрирован: 30.06.2006
Сообщения: 1490




Дорогие братия и сестры,администрация Форума!

Считаю-нам нужно выразить своё отношение к тому,как и чему взялись учить наших детей и молодёжь на "Молодежном православном форуме" Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи
Вот результат недолгих поисков в Интернете-Спасибо старшим братьям-форумчанам-свежайшая статья.
Добавлю-весомая поддержка от Сретенского монастыря.
Прошу оставить в теме-не оффтоп.

ЗА КЕМ НАМ ИДТИ?

Предлагая вниманию читателей статью Анны Журавлевой «За кем нам идти?», редакция Православие.Ru считает необходимым предуведомить посетителей сайта о своем отношении к публикуемому материалу. Прежде всего, это не критика деятельности Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и его Интернет форума, а приглашение к конструктивной дискуссии по наиболее острым из затрагиваемых в статье вопросам. Будем готовы рассмотреть и опубликовать мнения наших читателей после Страстной Седмицы и праздника Святой Пасхи.

Подобная форма обсуждения, на примере материалов сайта «Проповедь и рок-культура», «Субкультурные войны», «Крик души», «Киберзависимые. Мнения читателей» и др., позволила достаточно полно представить спектр мнений по ряду актуальных проблем современной церковной жизни в России.



--------------------------------------------------------------------------------


Молодежь и Церковь
В православной среде все чаще стали звучать высказывания: «Молодежь – она особенная, ей трудно прийти в Церковь». Еще бы не трудно! Ведь в притворе зловредные бабушки в платочках кордоном стоят на пути, грудью вход закрывают. Да и священники позволяют себе много: служат на непонятном языке, говорят все больше о покаянии, участии в таинствах, о постах и молитвах. От девушек требуют надевать юбку и, о ужас! покрывать голову платком. Просто какое-то насилие над юными личностями. Правда, обмотать стильным шелковым платком голову в стиле Шерон Стоун или надеть длиннющую в модную оборку юбку на дискотеку – это в молодежной среде не считается зазорным. А вот в церковь – увольте.

Их даже называют жертвами. Вот диалог на форуме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (14 сентября 2006 года; тема «О православной культуре»; автор – Ю. Белановский, зам. руководителя ПЦДРДМ):

Ю. Белановский: «Женщина, пришедшая в брюках в храм, будет оттуда с позором выгнана (буквально вчера я говорил об этом с одной девушкой-жертвой по телефону). В храме простым смертным ничего нельзя. Трогать иконы нельзя, подходить к солее нельзя. Женщинам в дни месячного очищения также приходить в храм нельзя. Евангелие можно только целовать и слушать на непонятном языке. Подпевать хору нельзя. Произносить окончание молитвы “Отче наш” нельзя: это дело священников. О недосягаемости священников я молчу…»

Постоянный участник форума Дмитрий: «К сожалению, это все правда. Но искать проявления – это уже не конструктив. С этим надо бороться (выделено мною. – А.Ж.).

Я могу, встретив в церковной лавке рисунок ноги, сказать продавцу, что это язычество. Меня пошлют. Я могу найти настоятеля храма и сказать ему об этом. Меня, скорее всего, пошлют еще раз. К кому я могу обратиться за консультацией, скажем, по каноническому праву, чтобы найти аргументы для настоятеля?

В моей жизни было несколько примеров, когда мне жаловалась девушка, выгнанная из храма за брюки или за “без платочка”. Я как дурак шел в храм и беседовал с конкретной бабушкой. Она мне объясняла, к примеру, что женщина очень чувствительна к энергиям, которые есть в храме, и без платка ее душе будет плохо. Я шел к настоятелю, он отвергал версию с энергиями, но настаивал на платке. Или на том, чтобы девушка взяла какую-то старую юбку с гвоздика у двери. Ясное дело, что я просто посоветую девушке больше не ходить в этот храм. Но если мы хотим с этим бороться (выделено мною. – А.Ж.), надо в этот храм наоборот ходить, но с поддержкой. А где ее взять?»

Поначалу читаешь и думаешь: гонения-то какие на желающих слышать слово Божие! Потом вспоминаешь историю собственного воцерковления, воцерковления знакомых братьев и сестер. И вот тут осеняет: да ведь это все проходили в той или иной степени. Всем нам приходилось наступать на себя, когда хочется в брюках и с накрашенными губами, а требуется юбка и платочек; выслушивать от бабушек замечания помолчать в храме, когда хочется поговорить со знакомой; ужасаться тому, что нельзя приложиться к иконе после причастия («благодать растеряешь»); нельзя проходить через широкие врата («так как они ведут в погибель») и т.п.

Когда, глотая слезы обиды оттого, что «я в кои-то веки в храм пришла, а меня там не поняли», я сомневалась, пойду ли я туда снова, пришла простая ясная мысль: но ведь я иду к Богу, а не к людям, и если они все там, то почему же я не смогу? И вновь поход в храм, и закушенные губы, чтобы не огрызнуться в ответ, и непонятное пение, и непривычная одежда и прочее, прочее, прочее. Хожу раз, другой, третий, десятый и вдруг… Что-то неуловимо меняется. Как бы помимо меня самой приходит понимание того, что юбка и платок – благочестивая традиция, а прикладываться губами с помадой к распятию Того, Кто за меня пролил кровь, стало неприемлемым. И становиться вдруг понятно, о чем поет хор, а я, оказывается, потихоньку могу подпевать, и никто не «убьет» за то, что по незнанию повторяю за священником. И то, что женщине нельзя в храм в определенные дни, воспринимается как должное, а «недосягаемый священник» оказывается очень даже доступным и весело смеется по поводу широких врат и прочего, и ему, оказывается, можно даже позвонить, если что…

Думаю, многие и многие из читателей вспомнят что-то подобное. Конечно, есть и трагичные истории ухода искренне стремящихся к Богу людей, есть и неоправданная грубость, и ревность не по разуму. Все это есть, кто же спорит? И, конечно, необходимо помогать молодежи (да и не только молодежи!) воцерковляться: давать им, безусловно, нужные в период неофитства послабления, вести необходимую катехизаторскую деятельность. Но неужели все это в таких масштабах? Может быть, мы несколько преувеличиваем, ведь более двух тысяч лет как-то без молодежной политики обходились, и молодежь из Церкви не уходила, а напротив, в монастыри устремлялась. Так в чем же дело: во внешних условиях («заставят платок одеть – уйду из Церкви») или дело в нас самих, нашем нежелании смириться, потерпеть чуть-чуть? Как сказал мне один опытный священник в ответ на мои жалобы: «Господь такого рода испытаниями испытывает наше желание прийти Нему».

Очень просто и понятно на эту же тему говорит настоятель церкви великомученицы Татианы в МГУ протоиерей Максим Козлов в своей книге «Последняя крепость»: «Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется… Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли. Или кто-то не доволен, что священник не отличается широтой взглядов… Думаю, так происходит, оттого что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся. Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано».

Но в последнее время что-то часто слышатся призывы к борьбе. Борьбе с кем? С канонами церковными, традицией или с людьми, которые настаивают на соблюдении традиций? И кто будет бороться? Молодежь, демонстративно вызывающе приходя в храм «с поддержкой» (как выражаются на форуме ПЦДРДМ) и устанавливая новый порядок? Или это будет называться «осуществлением церковной молодежной политики»?

Судя по некоторым высказываниям участников форума, борьбу с «предрассудками» они уже начали.

Снова примеры с форума ПЦДРДМ.

Ю. Белановский: «В православных лавках часто можно встретить в продаже очень странные предметы для поклонения, например нарисованные отпечатки человеческой стопы, обрамленные цветной тканью».

Собеседник: «Насколько я понимаю, речь идет о “стопе Богородицы”. Это великая святыня Успенской Почаевской лавры на Украине. По преданию, Богородица оставила этот след на камне, и из него забил источник».

Ю. Белановский: «То, что кто-то и где-то (выделено мною. – А.Ж.) оставил отпечаток, не значит, что христиане могут принимать как предмет почитания рисунок (!) отпечатка».

Напомню, речь идет о Царице Небесной на православном форуме ПЦДРДМ…


«В Церкви должна быть правда…»
Мне было очень трудно читать некоторые высказывания посетителей этого форума. Думаю, многие меня поймут. Я все время потом думала: ну должны же быть какие-то объяснения. Бывает же так, что сболтнем чего-нибудь, чего и не думаем на самом деле, – со стороны-то себя не слышим, – а оказывается, словом сделали кому-то очень больно…

Очень хотелось понять, что же происходит. И вот недавно я получила исчерпывающие «объяснения».

31 января 2007 года, радио «Радонеж», программа «Благовест». В эфире игумен Петр (Мещеринов) и Александр Баженов.

Игумен Петр (Мещеринов): «Человек, когда воцерковляется, попадает в атмосферу сказки. Пример – жития святых. В действиях святых много чудесного и необъяснимого, но эти факты не могут противоречить истории.

Святитель Димитрий Ростовский, если отрешиться от авторитета церковной книги, описывает подвиг литературного героя. Например, житие Алексия, человека Божия. По житийному описанию получается, что его подвиг основан на страданиях людей (он живет в родном доме, видит страдания о нем близких: жены, родителей, но им не открывается). Безусловно, им руководит любовь ко Христу. Но, с точки зрения Евангелия, о какой любви можно говорить? Преподобный Алексий в брак вступать не хотел, и ему оставалось бежать. По древним описаниям, он не возвращался в Едессу (к сожалению, источник этих описаний приведен не был. – А.Ж.). Житие в том контексте, в каком оно изложено, извращает смысл христианского подвига. Чудесный, лубочный жанр не может служить воспитательным примером. Для воцерковляющегося человека есть опасность принятия того, что описывается, на самом деле. Дух Святой не руководил такими действиями.

Или, например, написание икон. Блаженная Матрона Московская изображается с закрытыми глазами, что так же нелепо, как изображение согбенного преподобного Серафима Саровского. Картина имеет место быть, а икона нет, так как икона изображает небесное состояние святого.

Возьмем житие преподобного Сергия Радонежского: тот факт, что он трижды вскричал во чреве матери, невозможен с точки зрения физиологической и не нужен с точки зрения евангельской. Также и с медведем, которого якобы кормил Серафим Саровский. Лет десять назад, кстати, еще совершенно нельзя было говорить об этом».

А. Баженов: «Но стоит ли говорить людям правду?»

Игумен Петр (Мещеринов): «В Церкви должна быть правда. Нам нужно перестать воспитывать народ на сказках, так как сказка назидать не может. Святое Предание нужно отделять…»

Жаль, что передача велась не в прямом эфире и у людей не было возможности задать отцу Петру свои вопросы. Думается мне, вопросов было бы немало. Конечно, у реформаторов свой ход мыслей, понятный только им, смотрят они вдаль и, безусловно, преследуют благие цели. Но даже такому великому реформатору, как патриарх Никон, не пришло в голову препарировать жития святых людей. Хотя, конечно, и он, может быть, понимал, что в Предании не всегда содержатся исторически выверенные факты. Но разве дело в этом?! Жития есть благочестивое назидательное чтение, и не одно поколение людей выросло на них. И дети, воспитываясь на «мутной сказочности» (выражение игумена Петра), вырастали в глубоко верующих людей, из которых многие стали подвижниками благочестия.

«Там, где просто, там ангелов со сто, а там, где мудрено, там ни одного», – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Жития святых трогают души и взрослых, и детей. И дети, вопреки рассуждению отца игумена, с удовольствием их слушают и запоминают. Я, как мать, при всем уважении к сану отца Петра, совершенно с ним не согласна. Он вряд ли имеет возможность каждый день наблюдать, как действует чтение житийных повествований на малышей. Так вот, по моим наблюдениям, живое житийное повествование производит глубокое впечатление на ребенка, хорошо запоминается, а главное, они так радуются чуду! Или чудо тоже теперь считается сказкой?

Если же мы, по худости своей, не все понимаем в жизни святых Божиих, не перестаем удивляться тому или иному факту из их жизни, так на то они и святые Божии, а Богу возможно все.

Но, увы, в ПЦДРДМ молодежь воспитывают не на «сказках». Это мы уже поняли, когда читали о «деятельной борьбе».


Есть ли у Церкви враги и по-евангельски ли быть патриотом?
Есть ли у Церкви враги, если Церковь – есть тело Господне в духовном понимании? Можно перефразировать: есть ли Божии враги? Ответ даже не надо подсказывать, настолько он очевиден. Дух злобы поднебесной был, есть и будет враждовать на Церковь Божию до окончательной победы Господа нашего Иисуса Христа. Враждовать через людей, которые вольно или невольно служат врагу рода человеческого, ибо это его заветная мечта – сокрушить Церковь Христову. Но это не повод для уныния, ведь все мы помним слова Господа: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 1Cool. Но означает ли это, что от нас не требуется защищать Церковь, когда предпринимаются попытки ее расколоть, увести с истинного, спасительного пути? Любой верующий человек скажет: конечно, наш долг противостоять злу. Особенно хорошо это понимали наши предки.

Любовь к Богу начинается с любви к ближнему. Господь так и говорит: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 39) и «кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). Любовь к Небесному Отечеству начинается с любви к отечеству земному. А любить свое отечество – это значит беречь его, молится о нем, сохранять и приумножать его достояния, среди которых самое ценное – вера, ибо без веры православной не было бы и России. И, конечно, защищать от зла. А отечество земное населено как раз ближними нашими, поэтому, защищая и сохраняя родную страну, мы защищаем и сохраняем народ русский. А защищать было от кого. Татары, немцы, литовцы, поляки, французы, турки… Всех не упомнишь и не перечислишь. Есть от кого защищать и сейчас. Только тогда войны были открытые, а противника знали в лицо. Сейчас с этим сложнее, да и война ведется не в окопах с саблями да пушками. Можно только в общих чертах определить врага: оккультисты разных мастей, растлители, извращенцы, навязывающие свои взгляды обществу, убийственные телепрограммы, игровые залы, отвратительные газеты и журналы и т.д. и т.п. Ведется самая настоящая информационная война против нашего народа, а раз идет война, то от нас, любящих свою родину, требуется сопротивление.

Что же делала Церковь, когда Россию одолевали враги? Церковь благословляла свою паству на борьбу. Преподобный Сергий Радонежский, благословивший Димитрия Донского на схватку с татарами; святитель Гермоген, замученный поляками за призывы к русскому народу бороться с захватчиками; митрополит Московский и Коломенский Сергий, благословивший паству защищать отечество оружием и общим народным подвигом в Великую Отечественную… Только с упованием на Бога и с помощью Его наш народ выстаивал в тяжелейших испытаниях. «За веру, царя и отечество» – такой лозунг вдохновлял наших предков. Царя не стало, но вера и отечество остались неразделимыми, дополняющими друг друга жизненно важными понятиями. По-другому просто и быть не могло. Теперь вдруг, оказывается, может.

Игумен Петр (Мещеринов): «Патриотизм и возрождение великой России – прекрасные вещи; но пусть они идут своим чередом. Церковь все-таки – совсем о другом: она есть “Царство не от мира сего” (Ин. 18: 36)… задача Церкви – не обеспечивать людям земное существование, но вводить их в реальность небесного царства, путь в которое – исключительно соблюдение заповедей Христовых, а вовсе не какое бы то ни было “державное строительство”. Но – увы… еще раз повторю, что в нынешних условиях пастыри и катехизаторы в большинстве своем совершенно не готовы к такой проповеди, вполне разделяя и с энергией, достойной лучшего применения, тиражируя ура-патриотические и националистические настроения. Я вижу в этом одну из главных болезней сегодняшней церковной жизни… Евангелие требует от человека правды, свободы, равного отношения ко всем, уважения к личности, нестяжательности; церковность нередко демонстрирует клерикализм, неуважение к людям, агрессивность, обскурантизм, недоверие к свободе, неприятие правды, сребролюбие. Для Евангелия ненависть к человеку в любом виде – тяжкий и безусловный грех; церковность вполне может призывать гнушаться врагами Божиими и ненавидеть врагов отечества. Евангелие вносит во все отношения рассудительное благородство неотмирности; приверженцы церковных ценностей позволяют себе навязываться всюду, выходя при этом за рамки компетенции Церкви и нередко выставляя ее в неловком виде. Церковности необходимо количество (поэтому у нас 80 % населения – “православные”)… Но, скажут мне, разве можно так резко разграничивать Евангелие и Церковь? Ведь это явный протестантизм, а у нас же – православная традиция, отцы…» (см.: «Жизнь в Церкви: Проблемы воцерковления»: kiev-orthodox.org).

Что же получается: на протяжении веков Церковь заблуждалась, воспитывая детей с младенчества воинами Христовыми, воинами христолюбивыми, готовыми положить душу за отечество по слову Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин. 15: 13)? В прошлые века, правда, не нужно было объяснять друг другу, для чего нужно растить детей, любящих Бога, царя и свое отечество. Теперь же времена воистину странные…

Что же по этому поводу думают в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями? Ведь это как раз тот самый отдел Русской Православной Церкви, который и занимается ни больше ни меньше военно-патриотическим воспитанием. Приведу небольшую выдержку с их сайта (http://www.pobeda.ru/about/index.html).

«Состояние общего кризиса в России поразило не только сферу государственного управления и хозяйственную структуру, но и духовную жизнь общества. Развенчание официальной идеологической доктрины создало вакуум в душах и сердцах многих людей. Это состояние идеологической дискомфортности подталкивает людей вернуться к вековым ценностям, присущим прежним поколениям россиян, к религии, влияние которой на духовную и нравственную жизнь общества заметно усилилось…

На протяжении многих столетий нашего государства Православная Церковь являлась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.
Исторические факты подтверждают, что Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых Русью.

Она призывает народ и воинство к единству, подвигам и защите отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу…

Однако Православная Церковь далека от прямолинейного и одностороннего отрицания всякой войны. Война – несомненное зло и страдания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится, прежде всего, на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали каноном – церковным законом – слова учителя Церкви святого Афанасия Великого: “Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно” (Правила святых отцов).

Воины Российской армии, в прошлом весьма религиозные и чтящие христианские заветы, были весьма преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы».

Вот рассуждения тех, кто не на словах, а на деле занимается воспитанием молодых воинов, и мне представляется, что многие и многие наши священнослужители, братья и сестры рассуждают подобным же образом, разумно полагаясь на мудрость и опыт предыдущих поколений. Поэтому-то такую горечь и недоумение вызывает слова отца Петра о том, что патриотизм – это конечно хорошо, но вот поиск врагов нашей Церкви пора прекратить. На одном из «круглых столов» протоиерей Димитрий Смирнов возразил игумену. Он не только сказал, что у Церкви есть враги, но и предложил даже создать сайт «Враги Церкви» с подробной информацией обо всех недоброжелателях. Очень актуальная и здравая мысль в наше неспокойное время.

Еще хотелось бы привести слова из проповеди замечательного и всем известного старца, недавно почившего отца Иоанна (Крестьянкина), как раз о бдительности нашей.

«“И как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле” (Откр. 3: 10). А то, что во всем мире наступила именно такая година, уже не у кого не вызывает сомнения. “Тайна беззакония”, восставшая в свое время на самого Бога и изгнанная на землю, объявила еще тогда беспощадную – не на жизнь, а на смерть – войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно не проявлялось:

– на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни;

– на христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины;

– на христианскую душу…

“Предтечи антихриста” уничтожили православную Россию. И вот сегодня, на наших глазах происходит едва ли не последний страшный натиск сил ада на то, что еще хранит остатки истинной Божественной духовности, – на Православную Русскую Церковь. Слово Божие предупреждает нас о имеющей явиться страшной последней брани, когда «восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24: 7). Это значит, что народ Божий – православные христиане, вписанные в книгу жизни и принадлежащие царству Божию, должны повести ее с народом беззакония – богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы…

Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию – возрождению дома Пресвятой Богородицы – православной России!» (Слово на притчу о сеятеле.)

Вот слова двух современных авторитетных священнослужителей. Задумаемся ли мы над ними? Или прислушаемся к тому, что нас призывают к необходимости исправлять Предание, так как оно исторически не всегда выверено и, например, Царица Небесная никак не могла быть на Афоне?

Отец Петр (Мещеринов): «История о том, что апостол Лука написал 70 икон Божией Матери – это просто церковное Предание, но не священное. Так же, как, скажем, посещение Божией Матерью Афона, покраснение пасхального яйца в руках святой Марии Магдалины и многое, многое другое. Все это – достопочтенные древние вещи, но так как они нашим критериям не удовлетворяют (выделено мною. – А.Ж.), то и Священным Преданием не являются».

А может быть и над Россией вовсе нет Ее пресветлого омофора? Тем более что «святая Русь» для нас объективно менее жива, по словам отца Петра: «Мы все происходим из Советского Союза, большевистской антихристианской России. Мы часто употребляем выражение “вера отцов”. Но нужно отдавать себе отчет, что как раз “отцы наши” веровали в безбожный материализм, и стремились создать на земле безбожное же царство человека. “Святая Русь” для нас объективно менее жива, она скорее литературно-мечтательна, чем жизненна; она не “вера отцов”, а прерванная традиция ушедших поколений….

Важнейшим стержнем, на котором держалась советская идеология, были ложь и обман. Эта идеология сформировала общество лицемерия и пассивности… Мы привыкли к разрыву между словом и делом, это стало для советского народа почти естественно, как климат… Нам, христианам, необходимо беречься растлевающего советского духа» («“Крик души”, или О некоторых церковных проблемах»).

С какой легкостью эти слова «причесывают» всех людей под одну гребенку! Только вряд ли стоит забывать, что сонм новомучеников и исповедников российских – как раз те люди, жившие в советский период, которые отдали жизнь не за безбожный материализм, а за Христа.


«Пустите детей приходить ко Мне…»
Обсуждался на форуме ПЦДРДМ и вопрос о причащении детей. Позиция игумена Петра вызвала у меня недоумение. Комментировать слова батюшки сама не смею. Но у Святых Отцов читаем совершенно иное.

Игумен Петр (Мещеринов): «Ответьте: зачем причащать детей каждую неделю? (выделено мною. – А.Ж.) Это что, лекарство? Благодать что, как таблетка действует? В неразумных и несмышленых детях благодать Божия раскрывается не как-то “автоматически”, сама по себе, мистически-тайно-непонятно, но в контексте семьи как малой, домашней Церкви; если же мама причащает детей, не причащаясь, значит этот контекст для нее самой не прояснен как должно (плюс вопрос: а где же папа?)».

Святитель Феофан Затворник: «Сколько можно чаще причащайте детей святых Христовых таин». Святое причастие «живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистые тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил».

По словам святителя, частое причащение детей, ношение в церковь, прикладывание к кресту, Евангелию, иконам, окропление святой водой, курение ладаном, благословение священника и прочее составляет, так сказать, спасительную атмосферу вокруг младенца и чудным образом возогревает и питает благодатную жизнь его.

Игумен Петр: «Ошибка – сводить христианскую жизнь только к посещению храма. Еще большая ошибка – сводить христианскую семью к как можно более частому причащению детей. Христианство в семье созидается самой жизнью, ежеминутным ее ходом; атмосферой семьи, взаимоотношениями в ней, молитвой (не путать с молитвословиями и всякими вычитываниями и выстаиваниями). Можно раз в полгода, раз в квартал всей семьей сходить в храм и причаститься – и быть христианской семьей; а можно три раза в неделю таскать детей к причастию – и “хромать на обе ноги” в христианском смысле.

Лично я отношусь к детям в храме отнюдь не положительно. Они ничего не понимают, что в нем происходит, вдобавок мешают другим. Вот свежий пример: вдруг на всенощную (я служу в подмосковном подворье монастыря, всенощные у нас – не приходские с включением и тушением электрических люстр, хождением духовенства туда-сюда через царские врата и непременным помазанием; а уставные, монастырские – без всех этих развлечений) приходят люди с детьми, дети – лет восьми-десяти. Стоят всю всенощную, состоящую только из чтения и немногого одноголосного пения, без всяких иллюминаций и прочего. Дети бедные маются, не знают, куда себя деть. Зачем, спрашивается, их мучить Церковью? При этом, я уверен, копни их семейную жизнь – и она потребует не меньшего усердия по исправлению ее с христианской точки зрения, чем выстаивание непонятных монастырских всенощных… Единственно, что меня “примиряет” с детьми – это когда они причащаются вместе с родителями: тут есть смысл их присутствия в храме… Но это бывает редко».

Святой праведный Иоанн Кронштадский: «Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что “Царство небесное нудится, что нуждницы восхищают е” (Мф. 11: 12)? А как не принуждать, особенно мальчиков, к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны? Не научатся ли они всякому злу?»

Архиепископ Харьковский Амвросий: «Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершится ни одно доброе дело».

Святой праведный Алексий Мечёв: «Богослужение, оставляя глубокие следы на впечатлительной детской душе, придает отвлеченным богословским истинам окраску реальную, жизненную, делает их более близкими и понятными».

Закончить хочу выдержкой из книги Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия»: «В таинствах Церкви дети общаются с Самим Господом. Устраняя наших детей от таинств или ограничивая их участие в таинствах, мы нарушаем заповедь Спасителя. Будем помнить Его негодование на апостолов за устранение от Него детей и повеление: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).


Вместо послесловия
Выводы отца Петра касаются как большей часть верующих, так и большей части Церкви вообще. Например, он считает, что большинство воцерковляющихся людей неправильно катехизированы, что ими движут только церковные, а не евангельские мотивы и т.п.

Можно ли судить о том, насколько душа приближена к Богу, столь категорично и оценивать людей с позиций «правильно» или «неправильно» катехизирован? Игумен Петр говорит о том, что «многие люди, пришедшие в Церковь в начале 90-х годов потерпели “неудачу” в своем христианстве… как будто что-то в нем “не сработало”. Через 10–15 лет церковной жизни нередко наступает некое разочарование, “усталость” от Церкви; многое в ней становится рутиной, тяжкой обузой, на подвиги нет сил, а главное – не видно плода» («Жизнь в Церкви: Проблемы воцерковления»).

Святые отцы учат нас всегда искать причину зла в себе. И если у человека появляются перечисленные отцом Петром симптомы, то это повод задуматься: а правильно ли я живу, ревную ли я о спасении своей души, стремлюсь ли я за Христом? «Царство Небесное силой берется». Но так соблазнительно и просто свалить все неудачи на неправильное воцерковление!..

Убеждение же в том, что внешние враги вовсе не так опасны, как внутренние, как минимум, довольно спорно: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8-11). Безусловно, каждый христианин обязан искоренять в первую очередь свои греховные привычки, прощать и любить, а также молиться за своих врагов. Но это отнюдь не означает, что христианин должен замкнуться на себе и перестать замечать действия определенных сил, способных нанести вред Церкви. И тем более бездействовать. Иначе может у нас получиться этакое сладкое убаюкивание в духе современной толерантности.

Критика, безусловно, нужна и полезна. Критика спасительна в необходимых дозах. Но когда критики слишком много, возникает соблазн увлечься. Увлечься, как увлекся однажды Лютер.

Всем известный Мартин Лютер далеко не вдруг стал протестантом. Его, как человека, несомненно болеющего за чистоту Церкви, не могли не волновать беззакония, в ней творящиеся, и он выступил с обличениями. Но выступил внутри Церкви, и только много позже, не найдя поддержки, он стал центральной фигурой антицерковной оппозиции. Вот его радикальные тезисы против официального католического вероучения: признание абсолютного авторитета лишь Библии, оправдание только верой и непризнание посреднической роли духовенства в деле спасения, доктрина всеобщего священства, отрицание культа Богоматери и святых, упразднение многих элементов литургической традиции. Так возник Протестантизм, который в общих чертах характеризуется либеральным отношением к Священному Писанию, неприятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции.

И становится не по себе, когда слышишь из уст православных схожую критику церковности и традиций, призывы переделать предание, которое, как утверждают, «не соответствует нашим критериям», призывы «не мучить детей Церковью», обличение «неправды» в житиях святых, критику росписи православных храмов («…а теперь зайдите в наши храмы. Почти везде – изображение дедушки и голубя… Спрашивается, а православные ли мы, если у нас храмы разрисованы неправославными изображениями?»).

На XV Рождественских чтениях один священник сказал замечательные слова: «Господь дал каждому народу, каждой нации его национальную идею. Национальной идеей русских всегда было: “Русь Святая, храни веру православную!”». Но, к глубочайшему сожалению, нас зачем-то пытаются убедить, что Святая Русь «объективно менее жива, она скорее литературно-мечтательна, чем жизненна; она не “вера отцов”, а прерванная традиция ушедших поколений».

Так за кем же нам идти?

Анна Журавлева
30 / 03 / 07

http://www.pravoslavie.ru/polemika/070330153028

Сравните:

http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=4142

Как Вам такая политика?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 Католицизм - православный взгляд 
 Список форумов Миряне » Когда на сердце буря
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 4 из 5  
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .