Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Нравоучения » Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению. На страницу 1, 2, 3  След.
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению.
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 2:18 pm Ответить с цитатой
Александр С
Рядовой
Зарегистрирован: 04.04.2007
Сообщения: 37
Откуда: Россия




Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению.
Некоторые из мирян считают, что учение Церкви - богословие, настолько не важно для воцерковления, что его и вовсе принимать не надо, достаточно мол того, что в храм ходишь. Но, если посещение храма только надмевает человека и он оттого, что ходит в храм впадает в такую гордыню и надменние, которой не было прежде, то во спасение ли ему будет именно такое воцерковление? Я считаю, что ни храм без учения, ни учение без храма не может полностью воцерковить человека, но в совокупности того и другого есть надежда на обожение, покаяние - перемену ума.
Приглашаю к диалогу.

_________________
Пастырь не имеет власти и право требовать от других исполнения того, чего он не исполнил сам. Прп. Иоанн Лествичник.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 3:01 pm Ответить с цитатой
Ярослава
Старожил
Зарегистрирован: 10.08.2006
Сообщения: 295
Откуда: Москва




Согласна с вами, без постоянного изучения веры духовная жизнь невозможна. Я даже и на этом форуме, к сожалению, встречала мысли о том, что рядовой мирянин вправе считать себя более компетентным в богословии, чем профессора этого самого богословия. Почему то считается, что все, что не догматизировано, может обсуждаться и искажаться в мнении мирян в любую сторону.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Re: Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению.
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 3:18 pm Ответить с цитатой
Странник
Житель форума
Зарегистрирован: 24.06.2006
Сообщения: 461




Александр С писал(а):
Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению.
Некоторые из мирян считают, что учение Церкви - богословие, настолько не важно для воцерковления, что его и вовсе принимать не надо, достаточно мол того, что в храм ходишь. Но, если посещение храма только надмевает человека и он оттого, что ходит в храм впадает в такую гордыню и надменние, которой не было прежде, то во спасение ли ему будет именно такое воцерковление? Я считаю, что ни храм без учения, ни учение без храма не может полностью воцерковить человека, но в совокупности того и другого есть надежда на обожение, покаяние - перемену ума.
Приглашаю к диалогу.


Полностью согласен.

_________________
...Пропавший без вести...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 3:23 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




При наличии смирения и неграмотный может спастись.
А без него и великий богОслов погибнет.

Это я просто для размышления. Мне кажется, что человек должен стремиться постичь доступное для него знание полностью, а о недоступном пока не унывать
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 4:28 pm Ответить с цитатой
Александр С
Рядовой
Зарегистрирован: 04.04.2007
Сообщения: 37
Откуда: Россия




Цитата:
Почему то считается, что все, что не догматизировано, может обсуждаться и искажаться в мнении мирян в любую сторону.

Думаю, что так быть не должно. Если сказано, что Бог Любовь и Он же Судия, то несомненно, я могу по своему помрачению утверждать что - либо одно, или что Он только Судия, или что Он только Любовь, истина же во Христе от этого не измениться, ибо Он и Любовь и Судия и Отец и Сын и Дух Святой. Всё Писание и Предание это богословие, и если я утверждаю, что я верующий, православный, но по лени своей духовной и по такому же нерадению не желаю знать ни о первом, ни о втором, но начинаю исповедовать веру так, как мне вздумается, то от этого и происходит всякое суеверие, жречество и идолопоклонство.
Цитата:
Полностью согласен.

Я тоже не представляю себе одно без другого.
Цитата:
При наличии смирения и неграмотный может спастись.

Несомненно, только смирение должно быть во имя Христа Бога, а не во имя собственного идола, выдуманного своеверием.
Цитата:
А без него и великий богОслов погибнет.

Согласен, и еретики богословы и злоречивые могут быть богословами, но как сказано злоречивые Царства небесного не наследуют, и еретика не признавшего истины во Христе после второй беседы - отвращайся.
Цитата:
Это я просто для размышления. Мне кажется, что человек должен стремиться постичь доступное для него знание полностью, а о недоступном пока не унывать

Да, совершенно согласен, ибо невозможно подняться по духовной лестнице на одинаковую высоту и тому, кто только крестился или готовится ко крещению, и тому, кто уже прошёл некоторое испытание верой.

_________________
Пастырь не имеет власти и право требовать от других исполнения того, чего он не исполнил сам. Прп. Иоанн Лествичник.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 5:08 pm Ответить с цитатой
Олеговна
Житель форума
Зарегистрирован: 10.07.2006
Сообщения: 824




А вот с духовными высотами я была бы по-осторожнее Smile
Сама по себе "степень просвещенности" ни на какие "высоты" не поднимает, как мы уже выяснили. ИМХО
На высоты поднимает Бог, видя наше старание жить по Его заповедям.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 8:16 pm Ответить с цитатой
Александр С
Рядовой
Зарегистрирован: 04.04.2007
Сообщения: 37
Откуда: Россия




Цитата:
А вот с духовными высотами я была бы по-осторожнее
Сама по себе "степень просвещенности" ни на какие "высоты" не поднимает, как мы уже выяснили. ИМХО
На высоты поднимает Бог, видя наше старание жить по Его заповедям.

Однако духовный труд, как пост и молитва, исповедь и причастие, богомыслие и богословие не оставляет человека в прежнем его состоянии, но непременно он возрастает в духовном, ибо происходит покаяние – перемена ума, а вместе с тем и перемена жизни. И отрицать этого нельзя. Другое дело, если человек чем больше знает, и чем чаще в храм ходит тем всё более надмевается от своей избранности, но таковых мало, осознающих своё недостоинство всё – таки больше. И кроме того ревность о духовном тоже нельзя не учитывать.
Иерей Вадим Коржевский
Кто же действительно считает, что нам нет возможности достичь того же совершенства, которого достигали апостолы и великие святые, тот по слову самих святых, еретичествует настолько, что своей ересью превосходит и затмевает все другие бывшие до него.
http://www.russned.ru/stats/1203
Иерей о. Вадим свидетельствует на основании святоотеческого наследия, что не имеющий ревности духовной, еретичествует настолько, что своей ересью превосходит и затмевает все другие бывшие до него.
Видите, кто считает, что Господу и Апостолам и святым Божиим на роду написано было стать таковыми, а мы и так обойдёмся, ни шатко, не валко, ни холодно, ни горячо, тот по свидетельству иерея Вадима исповедует тем самым совершенную ересь.

_________________
Пастырь не имеет власти и право требовать от других исполнения того, чего он не исполнил сам. Прп. Иоанн Лествичник.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 8:27 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Александр С писал(а):
Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению.
Однако духовный труд, как пост и молитва, исповедь и причастие, богомыслие и богословие не оставляет человека в прежнем его состоянии, но непременно он возрастает в духовном

Позвольте мне уточнить Smile . Там, где в Ваших сообщениях стоит "богословие", лучше бы сказать: "чтение богословских книг, изучение богословия", или как-нибудь так. Нам богословствовать не годится, а только читать и учиться духовному деланию... Rolling Eyes

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 8:41 pm Ответить с цитатой
Александр С
Рядовой
Зарегистрирован: 04.04.2007
Сообщения: 37
Откуда: Россия




Цитата:
Позвольте мне уточнить. Там, где в Ваших сообщениях стоит "богословие", лучше бы сказать: "чтение богословских книг, изучение богословия", или как-нибудь так. Нам богословствовать не годится, а только читать и учиться духовному деланию...

Вы ошибаетесь. Ибо все Писание и предание и есть самое настоящее богословие, разговор о Боге. К тому же нас к богословию призывает Сам Господь Бог, святые отцы и учителя Церкви, священноначалие.
Святое Писание о богословии.
Иисус Христос - Господь Бог.
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. ( Мф.10;32-33)
Апостол Павел
Рим 1: 16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть СИЛА Божия ко спасению всякому верующему, во - первых, Иудею, потом и Еллину.
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию(1Кор.14: 26 )
Священное Предание святых отцов и учителей Церкви о богословии.
Во - первых всё Предание святых отцов и учителей Церкви суть есть богословие.
свв. Василий Великий, Афанасий Великий, Климент Александрийский, Андрей Критский, Григорий Палама, Марк Ефесский, . Григорий Двоеслов, Феофана Затворника, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Симеона Нового Богослова, Максим Исповедник, Феодор Студит, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Спиридон Тримифунский, Николай Мирликийский, и им последовавшие даже до сего дня призывают к разуму в вере, к молитве, посту, богомыслию и богословию, исповеданию, покаянию, Причастию. Не слепого и не глухого пребывания в Церкви, а осознанного разумения и исповедания веры Православной.
Преподобный Макарий Алтайский (1792 - 1847)
Дух Церкви - любовь к Богу и людям во Христе Иисусе. Дух святой любви происходит от веры, а вера от Слова Божия.
Георгий Затворник (1789 - 1835)
Вся жизнь христианина должна строиться по Писанию, которое освещает путь человека, так что с Библией он уже никогда не заблудится. Слово Божие прогоняет уныние, очищает чувства, открывает нам волю Христа Спасителя, показывает, как поступать в конкретных житейских положениях, озаряет сердце и соединяет человека с Богом.
Литургическое призывание христиан к молитве и богословию.
Литургия. Первый антифон (102 псалом) призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду, а устами исповедовать Бога во спасение
Священноначалие Церкви наших дней о богословии.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев)
Богословие является делом Церкви. Богословие есть умное делание, к которому призваны члены Церкви, исповедующие веру во Христа Спасителя как Божию силу и Божию Премудрость (1 Кор. 1, 24).
http://minds.by/academy/trudy/2/td2_4.html
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
МОСКВА. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн призывает мирян более активно участвовать в деле распространения проповеди об учении Христа. "Перед нами стоит задача сделать каждый приход миссионерским, активизировать социальную диаконию, миссионерскую деятельность мирян. Это поможет нам противостоять угрозам одиночества, тоталитарных сект, прозелитизма.
ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru 27.02.2007 - http://www.sedmitza.ru/
А как стать исполнителем того, к чему призывает Церковь, если не знаешь, ни Писания, ни Предания и сказать ничего не можешь? Как рассказать о вере, если саму веру не постичь разумом?

_________________
Пастырь не имеет власти и право требовать от других исполнения того, чего он не исполнил сам. Прп. Иоанн Лествичник.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 8:50 pm Ответить с цитатой
Sergei
Профи
Зарегистрирован: 12.04.2006
Сообщения: 317
Откуда: Самара




Читать то нужно, но как и везде знать меру необходимо. Порю информированность (начитанность) человеку не дает гарантий о приобретении знания! Smile Может и вообще утащить не в ту степь, во всем есть как положительное так и отрицательное.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 9:03 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Александр С, богословие - теология - учение о Боге - - по моему, это когда человек сам от себя говорит что-то о Боге. Как св. Григорий Богослов, пр. Симеон Новый Богослов... как все святые отцы. А мы - только повторяем следом за ними, то есть всё ж таки в прямом смысле слова не богословствуем, даже если и проповедуем, что тоже не всякому дано и полезно. Равно иному не полезно бывает и погружаться в глубины богословия, можно и в прелесть впасть.

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 9:18 pm Ответить с цитатой
Sergei
Профи
Зарегистрирован: 12.04.2006
Сообщения: 317
Откуда: Самара




Странница Согласен с вами, научиться бы заповеди исполнять, а уж какое там богословие. В писании нам сказано: ищите царства БОЖИЯ и правды его! Но читать книги о высоко духовном не исполняя элементарных вещей, я думаю незачем, лишняя высокодуховная информация уводит всторону от пониманя истины. Всеровно что пятикласнику сказать: изучайте вышмат, много ли он из этого поймет. Так че всему свое время! Very Happy
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 9:29 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Sergei, совершенно с Вами согласна. Нашла сообщение очень уважаемого многими человека, Вячеслава Георгиевича Мальцева,
Царство ему Небесное! Это было написано в 2001 году, но актуально всегда Smile .


"В православной Церкви слово "богословие" всегда вызывало священный трепет. Лишь трое святых получили от САМОЙ Церкви высокое имя "БОГОСЛОВА", а именно: св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов. Ни Дионисий Аропагит, ни преп. Максим Исповедник, ни св. Григорий Палама не получили от Церкви этого преимущественного имени, хотя глубина и высота их богословской мысли до сих пор потрясают боголюбивого читателя, а их творения стали неотъемлемой частью святоотеческого Предания.
В наши дни, даже в Православии, способность к священному трепету атрофировалась, и мы безрассудно ТОРОПИМСЯ богословствовать. Само слово "богословие" обезценилось! Как часто мы называем этим высоким словом любое религиозное философствование, схоластические препирательства друг с другом, псевдо-богословское пустословие и суесловие или манипулирование огромными массивами мертвой , почерпнутой извне "научной" около-богословской информации!
По точному определению о. Серафима Роуза, сегодня "ученые богословы ловко объяснят и определят все, что касается святости, духовности, феозиса, но сами никогда не испытали " этого. Наше легкомысленное отношение к богословию о. Серафим Роуз охарактеризовал метким, слегка гротескным выражением: "богословие с сигаретой в зубах или с бокалом вина в руке".
Для Православия всегда был характерен "царский путь", т.е. путь золотой середины, отсекающий как "десные", так и "шуии" уклонения.
Цель настоящей публикации – предостеречь стремящегося к Боговедению христианина от ДВУХ ОПАСНЫХ КРАЙНОСТЕЙ:
1) преждевременного высокоумного богословствования и тщеславного накопления чисто теоретических около-богословских знаний; и, с другой стороны, --
2) догматического индифферентизма; пренебрежения (по лености) изучением и усвоением догматики; "зарытия в землю таланта " своих умственных способностей человеком, никогда НЕ РАЗМЫШЛЯЮЩИМ на богословские темы.
-------------------------------------------------------------------------------------
О том, ЧТО ТАКОЕ БОГОСЛОВИЕ, лучше всего справиться у святых, наименованных Церковью "Богословами"! Посмотрим, что говорят по этому поводу св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов.

Св. Григорий Богослов утверждает, что богословствовать можно
1. "не всякому, т.к. это приобретается недешево";
2. "не всегда";
3. "не перед всяким";
4. "не всего касаясь", но сдерживая себя "доброй уздой – благоговением".

1. КОМУ МОЖНО И КОМУ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Любомудрствовать о Боге можно не всем. Потому, что спаосробны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, или ,по крайней мере, очищают и душу, и тело" (св. Григорий Богослов).

"Если не чувствуешь, чтоб умер ты миру…, если не изшел ты вовне мира (подобно Павлу)…,если… не стал, как дух, через отвержение плоти…, --- то ПОЧЕМУ НЕ МОЛЧИШЬ и не ищешь в покаянии… испытать сие, но охоч говорить о том, чего не знаешь?" (св. Симеон Новый Богослов).

"Если, прежде исполнения заповедей Христовых , дерзостно покусишься ты беседовать о Боге, то мы отвратимся от тебя, как от вышедшего из ума и бесноватого" (св. Симеон Новый Богослов).

"Нам надобно прежде от смерти перейти к жизни, принять в себя свыше семя Бога живого, родиться от Него духовно, стать чадами Ему, воспринять в души свои благодать Св. Духа, --- и тогда уже под действием просвещения от Св. Духа, приступать беседовать о том, что касается Бога" (св. Симеон Новый Богослов).

"Не узревшему Божественного света и не сделавшемуся богом по усыновлению НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО БОГОСЛОВСТВОВАТЬ" (св. Симеон Новый Богослов).

Итак, мы видим, что, по единодушному утверждению Богословов Церкви, для того, чтобы богословствовать, надо сначала очистить свое сердце покаянием, стать бесстрастным, убить гордость и стяжать смирение, через исполнение заповедей вместить в себя (как дар Божий) совершенную любовь…. --- и только тогда, в полноте благодати, беседовать о Боге.

2. КОГДА МОЖНО, А КОГДА НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
"Можно, когда бываем свободны от внешней тины и мятежей, когда владычественный в нас ум не сливается с негодными и блуждающими образами…, когда внутри нас тишина, и не кружимся по внешним предметам" (св. Григорий Богослов).

"Ни тому, кто богословствует не идет покаяние; ни тому, кто кается ,-- не идет богословствование" (св. Симеон Новый Богослов).

Итак, не следует богословствовать, когда отсутствие мира и тишины в душе призывает нас к покаянию, или когда время благоприятствует покаянию (Великий Пост). Это неразумно.

3. ПЕРЕД КЕМ можно, а перед кем нельзя богословствовать?
"Можно перед людьми усердными, перед теми, которые занимаются сим ТЩАТЕЛЬНО, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом – после… зрелищ и песней, по удовлетворении чрева" (св. Григорий Богослов).

НЕЛЬЗЯ – "перед людьми праздными", любящими "скверные суесловия и прекословия лжеименного разума", привыкшими "словами играть, как шашками", "имеющими в виду одно – задать или решить какой-нибудь вопрос" (св. Григорий Богослов).

4. О ЧЕМ МОЖНО И О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ БОГОСЛОВСТВОВАТЬ?
МОЖНО – " о том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простирается способность разумения слушающих" (св. Григорий Богослов).
Оба Богослова категорически запрещают любопытствовать об абсолютно непостижимом, например об образе ипостасного рождения Сына и исхождения Духа от Бога Отца. "Не любопытствуй об естестве Отца, об осуществлении Единородного Сына, о славе и силе Духа, об Едином в Трех Божестве…, о нераздельной славе и надежде верующих" (св. Григорий Богослов).

Самым полезным для нас оба великих Богослова считают "ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ", своей греховности и ничтожества, т.к. это познание "приводит нас в глубину смирения". Без этого познания, как говорит св. Симеон Новый Богослов, "никто не может познать чего-либо духовного или божественного! А раз не может ПОЗНАТЬ, -- то неужто сможет сказать словами ?
И преп. Нектарий Оптинский акцентирует этот важнейший духовный момент: "Бог творит ИЗ НИЧЕГО. Поэтому, если кто хочет, чтобы Бог сотворил из него нечто, -- пусть сначала предоставит себя Богу, как НИЧТО".
Другим доступным для нас предметом любомудрия является познание тварного мира. Св. Григорий Богослов перечисляет , как сравнительно безопасные для нас, следующие предметы: "Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных (добрых и злых) природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исследованиях небезполезно, и не получит успеха не опасно".

К предмету богословия надо подходить СО СТАХОМ БОЖИИМ! "Не будь смел. Напротив того, страшись касаться предметов высших, превосходящих твои силы…Не должно оказывать дерзости и необузданности даже в суждении о вещах маловажных" (св. Григорий Богослов). Святитель Григорий сравнивает область богословия с облаком на Синайской горе, внутрь которого вступил только Моисей. Даже Аарон, взойдя на гору, стоял вне облака. Старейшины же должы стоять "издалеча". Остальной же народ должен оставаться внизу и "внимать одному гласу, и то соблюдшись от осквернения и очистившись, как повелено".

"Кто из вас, как Аарон, тот взойди со мною…, но будь доволен тем, что останешься вне облака… Кто, как Надав и Авиуд, или один из старейшин, то взойди также, но стань издалеча…, кто же принадлежит к народу и к числу недостойных высоты и созерцания, тот, если не чист,-- вовсе не приступай (потому что сие небезопасно). А если очищен на время – останься внизу и внимай одному гласу и трубе, т.е. голым речениям благочестия. На дымящуюся же гору ВЗИРАЙ, КАК НА УГРОЗУ. Но кто злой и неукротимый зверь, вовсе не способный вместить в себя предлагаемого в богословии… -- СТАНЬ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ, ОТСТУПИ ОТ ГОРЫ, иначе камнем побиен и и сокрушен будешь".

Оба великих Богослова Церкви приходят в ужас от наших дерзких, самонадеянных и бесстрашных попыток богословствования.
"Удивляюсь я тем немалочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде вступления в чадство Ему , не трепещут богословствовать… Когда слышу, как многие, не понимая божеских вещей, философствуют о них и, будучи исполнены грехов, богословствуют о Боге… без благодати Св. Духа… ,-- трепещет, ужасается и … из себя выходит дух мой" (св. Симеон Новый Богослов).
************************************************************

На основании всего сказанного выше "БОГОСЛОВИЕ" можно определить так.
Богословие – это основанное на опыте личного богообщения свидетельство и словесное подтверждение богооткровенных истин, явленных человеку в благодатной жизни Церкви.
Причем, только такое свидетельство, которое достигается по первоначальном принятии этих истин ПРОСТОЙ ВЕРОЙ, с последующим индивидуальным опытным удостоверением, а затем с последующим усвоением этих истин путем свободного самостоятельного исследования и проверки результатов этого исследования на гармонию с церковным преданием и соборным сознанием Церкви, при изыскании способов наиболее точной, емкой и понятной словесной формулировки этих всесторонне проверенных результатов.
Иными словами, БОГОСЛОВИЕ – это глубокое личное усвоение всем существом человека (его разумом, сердцем и волею) богочеловеческого опыта Церкви и предпринятая на этой основе дерзновенная (по Богу) попытка облечь в форму понятных слов свой индивидуально преломленный церковный опыт.
По учению Богословов Церкви, "Богословие невозможно без богопознания (боговедения), а боговедение не подается посредством обучения и внешней премудрости". Изучение богословских научных дисциплин – это еще не богословие. Заметим, что ни св. Григорий Богослов, ни св. Симеон Новый Богослов не имели ученой степени доктора или кандидата богословия, не говоря уж о св. Иоанне Богослове, который был , как мы помним, просто рыбарь.

Необходимо сказать пару слов и о второй крайности, противоположной дерзкому псевдо-богословствованию , т.е. о догматическом индифферентизме. Это тоже грех! ПОМНИТЬ О БОГЕ И РАЗМЫШЛЯТЬ О НЕМ В УЕДИНЕНИИ МЫ ОБЯЗАНЫ! Но мы не обязаны преждевременно говорить об этом вслух. т.к. "говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога" (св. Григорий Богослов)".

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 9:56 pm Ответить с цитатой
Sergei
Профи
Зарегистрирован: 12.04.2006
Сообщения: 317
Откуда: Самара




Странница Точнее не скажешь! Smile Я прочитал , такое ощущение, что где-то внутри у меня было такоеже представление об этой теме, только как тут было написано, я бы так не написал (это я над собой смеюсь Laughing ), в таких подробностях. Меня внутри что-то всегда останавливало - внутренний голос возникал таким образом: чего ты в дебри лезешь научись сначала простым вещам и очищай душу свою, а то тебя за это по головке не погладят! Smile
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2007 10:28 pm Ответить с цитатой
Александр С
Рядовой
Зарегистрирован: 04.04.2007
Сообщения: 37
Откуда: Россия




Цитата:
богословие - теология - учение о Боге - - по моему, это когда человек сам от себя говорит что-то о Боге. Как св. Григорий Богослов, пр. Симеон Новый Богослов... как все святые отцы.

Да, если говорит не утверждая какую - либо новую собственно выдуманную ересь. Если собственное толкование Писания или Предания не искажают догматов Церкви, и не устанавливают каких - либо новых канонов или правил.
Цитата:
А мы - только повторяем следом за ними, то есть всё ж таки в прямом смысле слова не богословствуем, даже если и проповедуем, что тоже не всякому дано и полезно. Равно иному не полезно бывает и погружаться в глубины богословия, можно и в прелесть впасть.

А можно ведь и из прелести не вылезть, и по - прежнему веровать в кошек и пустые вёдра, при этом посещая храм Божий. Поэтому лучше утверждает Евангелие и святые отцы и учителя Церкви познать веру не только сердцем, но и разумом.
Цитата:
Согласен с вами, научиться бы заповеди исполнять, а уж какое там богословие.

Богословие это умное делание в вере, оно помогает исполнению заповедей, а не препятствует им.
Цитата:
Нашла сообщение очень уважаемого многими человека, Вячеслава Георгиевича Мальцева,

А кто это В.Г. Мальцев, священник, святой отец, профессор богословия? На все его выкладки я отвечу словом священническим.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) Председатель Синодальной Богословской комиссии
Богословие является делом Церкви. Богословие есть умное делание, к которому призваны члены Церкви, исповедующие веру во Христа Спасителя как Божию силу и Божию Премудрость (1 Кор. 1, 24).
http://minds.by/academy/trudy/2/td2_4.html

Протопресвитер Виталий Боровой
Однако мы, православные, очень часто грешим, когда говорим, что мы -последователи святых отцов и учителей Церкви. Церковь наша -действительно свято хранит учение святых отцов. А мы с вами вместо того, чтобы учиться у нашей Церкви истинному учению отцов и учителей Церкви, очень часто слушаем всякого рода суеверия, всякого рода непонятные слухи, которые исходят от людей невежественных, никогда не читавших творения святых отцов, хотя они и часто ссылаются на них: "Тако святии отцы рекоша!" Между тем, наши знаменитые богословы говорили, что самый страшный человек в Церкви -это невежда, который произносит: "Тако святии отцы рекоша!", а сам учения святых отцов никогда не читал и не знает.


Ссылка на сайт кочетковского "института" удалена.heres.
Протоиерей о. Лев Лебедев
Каждый крещеный православный человек имеет способность в меру личных возможностей углубляться в познание Бога и Божественных истин. Только то понимание вещей может считаться допустимым, которое согласуется с соборным разумом Церкви, как он выражает себя в трудах апостолов, святых отцов и учителей, догматах и правилах общепризнанных соборов и других всецерковно одобренных учительных сочинений. Всякая же мысль, противоречащая тому, что искони содержалось в соборном разуме Церкви, должна быть человеком оставлена, как неверная.



Ссылка на "истинно-православных" удалена. Достаточно просто Православия - в нем и Истина. heres.

_________________
Пастырь не имеет власти и право требовать от других исполнения того, чего он не исполнил сам. Прп. Иоанн Лествичник.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 Богословие, как путь к учению Церкви, воцерковлению. 
 Список форумов Миряне » Нравоучения
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 3  
На страницу 1, 2, 3  След.
  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .