Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » События » ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
СообщениеДобавлено: Вт Мар 14, 2006 2:11 pm Ответить с цитатой
А. Рожинцев
Форумчанин
Зарегистрирован: 19.12.2005
Сообщения: 78
Откуда: Москва




Публикуется в инете впервые.

ПОСТ

Все это происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигших последних веков, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы
(1 Кор. 10,11. 6).

Так Святой Апостол Павел смотрит на события Церкви ветхозаветной вообще, и в частности на сорокалетнее странствование Израильтян по пустыне. Руководясь сим взглядом, Святые Отцы видели в исходе Израильтян» из Египта освобождение наше от власти диавола; в переходе чрез Чермное море — образ нашего крещения; в манне — образ пречистого Тела Христова; во вступлении в Ханаанскую землю, кипящую медом и млеком, — вступление наше в Ханаан небесный — в Царство небесное, где блага, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Много трудов, лишений, искушений, бедствий претерпели Израильтяне во время своего сорокалетнего путешествия; не раз они должны были всеми своими силами ополчаться на врагов сильных и опасных, которые на них нападали, и не много из тех, которые перешли Черное море, перешли Иордапь и иступили в обетованную землю... В наставление нам, братия, все это описано. Скоро вступим мы в Святую Четыредесятницу. Подаждь нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися Святому Воскресению!
Много и нам, братия, предстоит искушений и бед во дни Святого поста и покаяния. Путь самосознания, путь самообличения, путь покаяния — тяжелый путь; он еще тяжелее, чем путь Израильтян по пустыне. Израильтяне часто не находили на своем пути воды; мы не найдем утешения в своей совести; она будет только укорять нас.
Немилосердно жгло путешественников аравийское солнце; мысль о правосудии Божием сильнее огня палит грешную душу. Слезы покаяния — они необходимы, но они горьки, как воды Мерры. Ими нельзя жить, как нельзя пить воды горькой. Кто усладит воды Мерры? Кто усладит слезы покаяния? Куда уйдем от укоров совести? Где укроемся от грозного прещения гнева Божия? Только под тению древа крестного. Сознание своих грехов не просвещает человека. Мысль, что я грешник, — одна эта мысль может убить человека, у которого проснулась совесть... Иуда сознал свой грех; живо почувствовал всю мерзость его; деньги, которые он получил за предательство, жгли его руки; он возвратил им, тем, от кого их получил, засвидетельствовав невинность своего, уже осужденного, Учителя... И все это однако не предотвратило погибели несчастного ученика. Сознание тяжести содеянного им греха подавило его. Только мысль, что есть Искупитель, Который грехи наши носит и о нас болезнует, проливает в грешную душу утешение; только вера в то, что грехи наши пригвождены ко Кресту, что за нас принесена искупительная жертва, проливает свет в омраченную грехами душу и возбуждает в ней спасительную надежду.
Только Крест Христов делает слезы покаяния умилительными, растворяет их радостью, подобно тому древу, которое горькие воды Мерры сделало сладкими. Только приобщающийся страданиям Христовым может говорить с Псалмопевцем: "по множеству болезней в сердце моем утешения Твоя возвеселиша душу мою" (Пс. 93, 19).
Только сложивши грехи свои у подножия Креста Христова, грешнику безбоязненно можно взирать на небо, с дерзновением приступать к престолу благодати, мужественно, с надеждою идти но пути покаяния и исправления жизни... Да будет же Крест Христов, мысль о страданиях в предстоящую неделю говения и во всю Четыредесятницу нашим столпом облачным; он будет указывать нам путь, куда идти, что делать, разгонять мрак души; под сению Креста мы найдем yспокоение в трудах и утешение в скорбях, которые тесно соединены с покаянием; силою Креста отразим все нападения на нас врагов. А эти нападения будут от плоти нашей. Она первая начнет роптать, первая возопиет: "что ямы? что пием?» (Исх. 15, 25). Воображение станет рисовать те роскошные яства, те вкусные пития, коими пресыщались во дни, предшествовавшие посту. О, как было приятно, как было хорошо, «егда седяхом над котлы мясными и ядохом до сытости". А теперь кто накормит нас мясом? Ныне душа наша изнывает; ничего нет кроме... постной пищи... и к чему это пост? Зачем морить себя голодом? «Что яже изведосте ны в пустыню уморити ны гладом» (Числ. 11, 4. 5. 6. Исх. 16, 3)? Опротивела нам эта негодная, непитательная пища (Числ. 21, 5). Вот слова, которые мы очень часто слышим во дни поста? Кто бы мог подумать, что эти же самые слова с ропотом произносили Израильтяне в пустыни. Печальная участь достигла их за этот ропот, за это малодушие; не дошли они до Ханаанской земли, все пали в пустыни... «Мясо еще было в устах их, — говорить Святая Истopиa, — и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ великою язвою. И нарекли имя месту сему гробы прихоти; ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33, 34). «И послал Господь на народ ядовитых змиев, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числ. 21, 6)... Братия, будем отгонять, от себя подобные мысли; они нечестивы. Будем спасаться от них так, как спасались от змеев Израильтяне; они взирали на медный змий; а мы будем взирать на Того, Кого прообразовал медный змий, т. е. на Господа нашего Иисуса Христа. Что Он говорит нам: придут дни, когда отнимется от них Жених; и тогда будут поститься в те дни (Марк. 2, 20). Увы, эти дни для нас наступили: оставил нас Жених. Мы были обручены Христу (2 Кор. 11, 2), и Ему изменили. Он говорит: «воззревый на жену, коеже вожделети ея, уже любодействова с нею» (Мф. 5, 28); а между тем некоторые, имея отдать отчет в любодейном взгляде, не ужаснулись самого греха. Господь сказал: иже речет брату своему: уроде, повинен есть геене; а мы не престаем поносить братий наших тысячами ругательств и различным образом коварствовать против них. Он говорит: любите враги ваша (Mф. 5, 44), не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство (1 Петр. 3, 9); а мы ненавидели врагов наших, проклинали даже благословляющих нас, за добро воздавали злом. Он явил преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам (Кол. 1, 27); а мы показали Ему великую неблагодарность... Он искупил нас не тленным сребром или златом, а драгоценною Кровию Своею (1 Петр. 1, 18. 19); мы в ничто это вменили... Он заповедал нам чрез своих Апостолов: не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем (1 Петр. I, 14), попечения о плоти не превращайте в похоти; а мы предавались пированиям, распутству, ссорам и зависти (Римл. 13, 13. 14). Он учил: не любите миpa, ни яже в мире (1 Иоан. 2, 15), ибо любовь к миру есть вражда к Богу (Иак. 4, 4); а мы только и знали, что творили волю мира. Он нас называет братиями, Святыми, причастниками звания небесного (Евр. 3, 1); а мы киими не растлились грехи? Киими не содержахомся злыми? Всяк грех содеяли, всякую нечистоту вложили в душу свою...
Тяжко согрешили мы, за то и сделались отвратительными (Пл. Иep. 1, 8) и вот Господь оставил нас... И осталась душа наша, как город разоренный, оставленный жителями, как вдова, потерявшая мужа, как невеста, оставленная женихом.
Может ли не плакать жена, потерявшая мужа? Может ли не скорбеть невеста, оставленная женихом? Может ли душа, удалившая от себя Господа, не плакать, не скорбеть, не сокрушаться, не тосковать? Петр, отрекшийся от Христа, сознавши это, плакал горько. Жена-грешница, сознавшая себя оставленною Богом, слезами омыла ноги Спасителя и волосами отирала. А когда на сердце скорбь, а на глазах слезы — станешь ли думать об удовольствиях плоти? Забудешь и про хлеб... Если в доме больной, а еще более умирающий, думают ли об удовольствиях? Говорят ли о том, что есть, что пить?.. Ах, братия, пища тогда и на ум нейдет.
У нас, братия, тоже больной, умирающий. Это больной — мы сами: душа наша болит, люте страдает... умирает и увы! может умереть вечною смертно... Время ли думать о теле, когда нужно спасать душу.
Воззрим на Иисуса распятого. Скажем сами себе: Христос, в Которого мы веруем, имя Которого мы носим на себе, почему и называемся христианами, с Которым сочетались в Святом Крещении, подражать Которому обязались во всем, был распят за нас; Он купил нас Своею Кровию. Следовательно мы не свои, а Христовы. А Святой Апостол Павел говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Как же я могу распять плоть свою, если буду только утучнять ее, если даже поститься не хочу? Христос безгрешный постился; как же мне не поститься многогрешному? Христос постился, когда хотел совершить мое cпaсeниe. А я хочу спастись и не хочу поститься. Христос постился не для себя; а чтобы показать мне пример, - как же я буду подражать Ему, когда не хочу поститься?.. Христос мене ради грешного алчет в пустыне, мене ради томится жаждою на Кресте; а я думаю услаждать гортань свою яствами и питиями! Помяни, христианин, оцет и желчь, вкушаемые Христом, и ты не взалчешь роскошных яств. О, братия! Устыдимся алчущего и жаждущего Христа... Не будем обольщать себя мудрованиями плоти. Мудрования плоти, как и дела ее, известны. Сколько немощных, за которых умер Христос, погибло от этих мудрований? Верно слово: «следующия этим мудрованиям, царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 19, 21). Помышления плотская суть смерть, а помышления духовная жизнь и мир, учит Святой Апостол (Римл. 8, 6). Вооружимся, братия, мыслию о страданиях Господа, чтобы угасить разженные стрелы лукаваго, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Довольно, что мы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предавались нечистотам, похотям, излишеству в пищи и питии (1 Петр. 4, 1—3). Час уже нам от сна возстати (Римл. 13, 11). Жили мы по плоти, станем же жить по духу; жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях; жили в нерадении, поживем в покаянии. А истинного покаяния нельзя и представить себе без поста. Посмотрите на истинно кающихся: все они постились. Давид, когда сознал свой грех, постился. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой (Пс. 41, 4). Неневитяне постились и тем отвратили гнев Божий от себя.
Нельзя и начать духовной жизни, продолжая удовлетворениe своей плоти. Не тверд тот в добродетели, кто не в силах обуздать своей чувственности. Тяжко погрешают те, которые отвергают поет, но увы, ошибаются и те, которые все дело своего спасения ограничивают постом. Пост есть только средство к очищению нашего сердца, располагающее нас к самоиспытанию, к молитве; в ряду добродетелей он занимает не первое место; с него только начинается покаяние; далее следует любовь, кротость, мир, милостыня. «Не говори мне, — говорит Святой Златоуст, — что я столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, терпим недостаток; но покажи мне, сделался ли, ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен; если ты исполнен гнева, для чего тебе; удручать плоть свою? Если внутри тебя ненависть и сребролюбие, что пользы в том, что ты пьешь воду? Не показывай безполезного поста» (Беседа о посте и милостыне). Пастырь Эрма дает такие наставления христианам: «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды и, исчисливши все издержки, который ты сделал бы па пищу в этот день, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивши от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Богу. Если будешь так совершать пост, то жертва твоя приятна будет Богу, и этот пост твой будет написан, и дело, таким образом совершаемое, будет прекрасно, радостно и угодно Богу. Если ты соблюдешь это с детьми твоими и со всем домом твоим; то будешь блажен и все, кто только соблюдает это, будут блаженны, и что не будут просить от Господа, получат» (Кн. 13, под. 5).
Какой прекрасный совет, бpaтия! О, если бы и вы, дети (Слово было произнесено в В. Кадетском Корпусе.), последовали ему! О, если бы в эту неделю, отказавшись от лакомств (как они неприличны посту), деньги, которые обыкновенно тратили на них, роздали бы бедным! Бедные помолились бы за вас Богу. А Бог слышит молитву бедного (Исх. 22, 7). Тогда и сами вы лучше бы помолились Богу, лучше бы раскаялись в грехах своих; ибо сердце наше, раскрытое состраданием к бедному, скорее приемлет Божию благодать.
В заключение скажу слово братиям-сотрудникам в воспитании сих юношей: мы здесь поставлены на свещнице да светим всем сим юношам; да будем и мы образ словом, житием, любовию, чистотою и смирением. Позаботимся о том, чтобы не подавать сим меньшим нашим братиям случая к преткновению или соблазну. «Не губи ты, — говорит Святый Апостол, — твоею пищею того, за которого умер Христос. Ради пищи не разрушай дела Божия» (Римл. 14, 13. 15. 20). «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Аминь.

П. М. Н-ов

Журнал «Душеполезное чтение». Февраль 1880. Москва.

_________________
Яко с нами Бог!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СообщениеДобавлено: Вт Мар 14, 2006 2:16 pm Ответить с цитатой
А. Рожинцев
Форумчанин
Зарегистрирован: 19.12.2005
Сообщения: 78
Откуда: Москва




В чем состоит истинный пост

"Егда-же поститеся, не будите якоже лицемеры сетующе: помрачают бо лица свои яко да явятся человеком постящеся".
(Мф. VI, 16).

По случаю наступающего Великого поста побеседуем, братие, о посте.
Обличая фарисеев за лживый, лицемерный пост, за то, что они, постясь, строили печальные лица, Господь сказал окружающему народу: "ты; когда постишься, помажь голову твою и лицо твое умой" (Мф. VI, 17), т. е. не печалься о том, что ты даешь возможность духу твоему господствовать над плотию, напротив, радуйся, умой лице твое, кажись радостным, веселым.
Таково наставление Господа о провождении поста. Сам Господь постился 40 дней пред выступлением на общественное служение и постом победил темную силу диавола. Этотъ пример Самого Господа — самое лучшее доказательство необходимости поста для христианина. Св. Церковь нашла нужным приготовить людей к воспоминанию великих христианских событий, — страданий Господа и предписала самый строгий шестинедельный пост. Пост усиливается в седьмую неделю самых страданий Господа. Наступающая мясопустная неделя, в которую нам заповедано вкушать молоко и сыр и запрещено мясо, есть неделя приготовительная к Великому посту. Запрещая сначала мясо, а затем и всякую молочную пищу, Церковь имела в виду постепенно приучить нас, христиан, к великопостному воздержанно и таинству покаяния. Но Св. Церковь, по учению Господа и примеру всех Святых мужей, повелевает понимать пост не только как воздержание в пище и питии, а как воздержание от духовных пороков: гнева, зависти, ссор, распрей, Если христианин избегает всех этих пороков поста ради, он постится в лучшем смысле этого слова. Но и этого мало. Одно старание избегать ссор зависти вражды малая заслуга пред Богом. Помогать бедным и прощать обиды, — вот, что прилично делать истинно постящемуся человеку.
Ныне много толкуют против постов церковных. Говорят, что для человека самая питательная пища мясо и что растительная пища, не совсем здорова: она более отягощаеет чем насыщает. Говорят, что мясо — пища, дозволенная Самим Богом и запрещать ее не следует. На это скажем вот что:
- По сотворении первых людей, Адам и Евы, Бог сказал им: "вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие да будет в пищу"; а касательно животных, птиц и рыб Бог сказал, чтобы человек только обладал ими, но не сказал, чтобы они употреблялись в пищу (Быт. I, 28 — 29). И люди до потопа более 2.200 лет мяса не ели. После потопа Бог дозволил людям есть и мясо, но только дозволил, а не повелел. Бог сказал Ною: "все, что живет и движется дат вам в пищу; как зелень травную даю вамъ все". После грехопадения люди успели развратиться, ослабить свои телесные силы и разстроить здоровье до того, что для них оказалось мало одной растительной пищи. Поэтому Бог и допустил человеку есть мясо животных.
Многие древние, даже языческие, народы не ели мяса. Они смутно помнили и удержали первоначальную заповедь Божию о пище. Для того, чтобы добыть себе мясную пищу, человеку приходится убивать живых существ, мучить и проливать их кровь, тогда как и они живое создание Божие и они чувствуют и наслаждаются жизнью. Несомненно, что и Бог по этому же самому не дал первым людям в пищу мясо. Он сотворил животных для того, чтобы они служили человеку и чтобы человек обладал ими. Все эта говорю не к тому, чтобы сказать, что мясо есть грешно, а к тому, что наступающая великопостная пища дана человеку первоначальною заповедию Божиею и что, следовательно, такая пища не может быть непитательною и еще менее вредною. Простолюдина она никогда не тяготит и он благодарил бы Бога, если б она была у него всегда в достаточном количестве. Тяготит она людей сытых, ни о чем так много не заботящихся как о разнообразии своего стола. Ныне против постов возражают и еще. Говорят, что не в воздержании от пищи заключается пост, а в воздержании от духовных недугов. Любят повторять Апостольское изречение, что пища нас не поставить перед Богом (1 Кор. VIII, 8).
Справедливо, что постная пища есть средство, не цель, средство к подавлению в человеке греховных недугов и страстей. Человек постящийся, но гордый, завистливый, сварливый, скупой — не заслужит пред Богом. Но справедливо и то, что без воздержания в пище не может быть и поста духовного. Человек пресыщенный не сочувствует страданиям голодного, бедного, потому что не знает этих страданий. Он скорее склонен к удовлетворению своих страстей. Люди, утверждающие, что необходим только духовный пост, вероятно, не постятся ни телесно, ни духовно.
Повод к возражениям против постов даем мы сами, братие-христиане. Вместо того, чтобы приготовиться к посту, как следует, по-христиански, мы предаемся объядению и в эту последнюю неделю более чем когда-либо служим мамоне, подобно язычникам. Не следует так делать, братие. Чрез это и самих себя и все посты церковные мы подвергаем осмеянию со стороны людей, ищущих найти недостатки в нашей христианской жизни.
Когда будем поститься, не будем, братие, иметь постное, печальное выражение лица, не будем скорбеть о том, что нам приходится переживать самое скучное время в году. Кто истинно постится тот не скучает, а радуется, потому что сознает, что пост установлен для доброй цели, для того, чтобы помочь человеку быть господином над своими худыми побуждениями, влечениями и привычками. Последуем наставлению Господа: "ты, когда постишься, помажь голову твою и лицо твое умой. И Отец небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. VI, 18). Аминь.


Священник Иаков Галахов

«Воскресный благовест», приложение к журналу «Отдых христианина». № 8, от 20 февраля 1905 года

_________________
Яко с нами Бог!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
 ВЕЛИКИЙ ПОСТ 
 Список форумов Миряне » События
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .