Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе » Исповедь? Cоборование? Молебен?
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
Исповедь? Cоборование? Молебен?
СообщениеДобавлено: Чт Июл 26, 2007 11:37 am Ответить с цитатой
Сестрица
Профи
Зарегистрирован: 20.09.2006
Сообщения: 316
Откуда: Москва




Продолжу здесь тему, которая стала офтопом в другом месте.
Краткая предыстория:

Cестрица писала:
Цитата:
Cкажу уж заодно и крамолу о том, что и соборование нужно проводить согласно канонам, по которым болен ли кто - да призовет священники, т.е. болезнь должна быть серъезной, не дающей придти в церковь. И соборование в одной болезни проводится единожды, а не как у нас: "мы все духовно болящие", ну и соборуемся несколько раз за год. То же касается и соборования младенцев.


Cтранница писала:
Цитата:
соборование для всех желающих, и со младенцами, проводилось в Оптиной пустыни в 19- начале 20 веков, когда, как вы знаете, там были духоносные старцы. На мой взгляд, спорить с их установлением нельзя...


Сестрица писала:
Цитата:
Установления оптинских старцев были установлениями для Оптиной, а не для всей полноты церковной, и проводились соборования под их молитвенным "присмотром". Кому-то они, может быть, при искушениях благословляли и причащаться подряд несколько дней. Cвятой праведный о.Иоанн Кронштадтский ввел у себя в соборе общую исповедь - и разве мы спорим с ним, если не поступаем так сейчас?

А вот про соборование младенцев в Оптиной я читала, не помню где, кажется, в воспоминаниях мон. Амвросии (Оберучевой), что кто-то из старцев сказал так: "Ну, пусть и его (младенца) помажут пару раз". Если же младенцев соборовать, то и отпевать их надо по "взрослому" чину.


Cтранница писала:
Цитата:
Мне Ваши примеры представляются взятыми из разных логических рядов... Несопоставимыми... Одно дело - прозорливость святого праведного Иоанна Кронштадского, позволявшая ему совершать общую исповедь, и другое дело - благословление физически здоровым собороваться, и не раз, естественно, в той обители, где подвизались благословлявшие.


Милая Странница, мне приятно обсуждать с Вами эту тему (надеюсь, мы не спорим? Rolling Eyes ). Однако буду рада, если и другие не откажутся высказаться. Итак:

большинство наших болезней - от грехов. Церковь дает нам несколько возможностей получить душевное и телесное здравие:

- в таинстве покаяния
- в причащении Святых Таин
- в таинстве елеосвящения
- в молебном пении о недужном.

В таинстве покаяния мы исповедуем свои грехи, получаем разрешение от них, примиряемся и присоединяемся к Святой Соборной и Апостольской Церкви. То есть, прививаемся обратно на лозу, которая есть Тело Христово, питаемся и обновляемся яко орля ее соками, получаем благодать и исцеляемся от страстей как причин наших недугов.

Причащение Святых Таин освящает нас, просвещает, соделывает общниками Божества, попаляет терние наших прегрешений, соделывает нас селением Духа, а не ктому селением греха, обновляет ум, сердце, чревеса и утробы, дарует жизнь вечную.

В таинстве елеосвящения прощение грехов происходит по молитвам священников и собравшихся сродников и друзей, и конечно же самого больного. Разрешительной молитвы здесь нет, но фактически эта соборная молитва всей Церкви приклоняет милосердие Божие. Господь еще апостолам заповедовал целить больных, помазывая их елеем. Апостолы же заповедали верным призывать в болезни пресвитеров, чтобы после помазания воздвиг их Господь. По канонам таинство совершается в одной болезни только один раз.

Молебное пение о недужном есть специальное богослужение (фактически утреня, как и всякий молебен) со специальными обращениями к Господу, Божией Матери, святым апостолам, целителям и многим другим святым о прощении прегрешений болящего и даровании ему здравия. Может освящаться вода, производиться помазание елеем от лампад перед иконами или елеем, освященным на мощах.

Младенцы не исповедуются и не соборуются.

Ничего я не упустила?


Последний раз редактировалось: Сестрица (Чт Июл 26, 2007 12:37 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Чт Июл 26, 2007 5:17 pm Ответить с цитатой
Владимир
Житель форума
Зарегистрирован: 16.02.2006
Сообщения: 728
Откуда: Ильичёвск




Мы здесь о канонах говорим или об исключениях из правила?
Мне дух.отец скажет сегодня собороваться- я пойду и и соборуюсь.
А через 2 дня скажет опять собороваться, я пойду и снова соборуюсь. И переживать не буду, да и спрашивать, что к чему нет времени.
р.Б.

_________________
Господь мой и Бог мой!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
СообщениеДобавлено: Чт Июл 26, 2007 7:18 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Сестрица писал(а):
соборование нужно проводить согласно канонам

Мне всегда казалось, что буквально понимать в этом случае слово апостола не надо: если кто может прийти в храм, отчего же ему не прийти? В этом уж точно греха нет. И разве обязательно дотягивать до крайности? А если больной потеряет сознание??? Sad Ну, раз зашёл разговор, поинтересовалась историей таинства... канонами. Выяснились небезынтересные вещи, которыми и делюсь. Smile

Что нужно знать о таинстве Соборования
Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского "О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения".

"…В обиходном мнении православных и письменных источниках нередко встречается мысль, что Елеосвящение следует сообщать только опасно больным, которым грозит опасность смерти. Отсюда вытекает мысль, что до наступления опасности, когда еще имеется надежда на выздоровление, прибегать к таинству якобы не следует. Мысль эта отражается и в жизни верующих. Приходится часто слышать, видеть, а в биографиях и некрологах читать о совершении Елеопомазаний в такие минуты, когда лица, в них описываемые, после тяжких и даже продолжительных страданий находились уже в безнадежном состоянии, даже при последнем издыхании. Это мнение несправедливое и неправославное. Оно принадлежит римско-католической церкви, которая на Тридентском соборе установила для католиков совершать последнее помазание не иначе, как исключительно над опасно больными. С Запада мнение это перешло в Россию и особенно распространилось через "Требник" Петра Могилы. В Восточной же Церкви никогда такого учения не было. В нынешнем "Последовании св. елея", греческом и русском, нет ни одного указания, даже намека, чтобы объектом Елеопомазания исключительно был безнадежно или опасно больной."

http://romanov-murman.narod.ru/book/pravos/soborovanie/index.htm#s7

"Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение. В Православной Церкви совершалось и ныне совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, и совершается таинство торжественным образом в св. храмах в великие дни, именно — в Четверток или Субботу Страстной недели самими епископами при участии пресвитеров.
Каким путем установилось это священнодействие? Святитель Димитрий Ростовский объясняет, что оно появилось и существует "по обычаю затвержденному церковному, а не по писанному преданию". Это значит, что общее Елеопомазание, совершаемое на Страстной неделе в Четверток или Субботу, установлено обычаем Св. Церкви, который повторялся, постепенно входил в разных местах в силу и практикой усвоил себе твердое существование".

http://romanov-murman.narod.ru/book/pravos/soborovanie/index.htm#s9

"…Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения …ведет свое начало из глубокой древности. В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении. Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, - другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме….Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют.
…А в одном списке XVI века отмечается еще следующая замечательная подробность: "аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую субботу, то посреди молитвы "Владыко Многомилостиве..." целуют Святое Евангелие, и по целовании помазует святитель или игумен святым маслом братию и, прошение сотворив, благодаряще Бога, отходим в домы свои всем помазавшимся. Взыдут Попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки и обыдут все келию и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне..." Приписка эта дает основание думать, что в древнее время, по крайней мере в монастырях, существовал обычай общего Елеопомазания лиц монашествующих на Страстной седмице"…

http://azbyka.ru/stairs/5/5g7_6-all.htm
http://www.liturgy.ru/nav/trebi/tainsva/5_prichast3.php


"Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это не "один из последних обрядов", открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное "дополнение" к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как "последнее напутствие" и не может быть повторяемо.
Елеосвящение - таинство исцеления, потому что его цель и исполнение в истинном здоровье, оно вводит человека в жизнь Царства Божия, в "радость и мир" Святого Духа.
Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.
...Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-ванием одним елеем.
Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни".

http://www.liturgy.ru/nav/trebi/tainsva/5_prichast3.php

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Июл 27, 2007 3:34 pm Ответить с цитатой
Сестрица
Профи
Зарегистрирован: 20.09.2006
Сообщения: 316
Откуда: Москва




Странница

Требник
После седьмого помазания "больной [один !], приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держима от своих си стоит, или сидит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его, на одре лежащего".

"Настоятель, взяв святое Евангелие и разогнув его, возлагает письменами на главе больного, как бы руку Самого Спасителя, исцеляющего недужных чрез прикосновение. Евангелие придерживают все священники. Настоятель же не возлагает руки, но читает во всеуслышание молитву, называемую разрешительною, в которой говорит "Царю святый... не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех..., но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего"


Cразу скажу, что я против общего соборования. Это чтобы было ясно, хотя нынешней практике подчиняюсь. Но я уверена, что если бы соборовались по канонам, то пользы было бы больше. Сразу может возникнуть возражение: "Да откуда же батюшкам взять время, чтобы каждого соборовать?" А всех и не надо, только тех, кому это на самом деле нужно - тяжко болящим.

Народ наш раньше был не глупее нас нынешних, и никаких католических веяний не принимал. Он прекрасно знал, что собороваться можно в течение болезни только раз. Поэтому всякие немощи терпел cознавая, что по грехам, а такое таинство как соборование оставлял на смертельную болезнь, предпочитая пострадать до конца, но при конце очиститься от грехов. Служили молебны, поднимали на дом иконы, паломничали, давали обеты и благотворили - вот этим и вымаливали исцеление. И хотя причащались не часто на приходах, но при посещении монастырей делали это обязательно. Зато уж и соборование было целым событием, глубоко прочувствованным умиленной кающейся душой, после которого часто исцелялись (кстати как и после пострига и схимы). Возложение Евангелия на главу - мне хочется, чтобы на мою, а не на стоящих в первом ряду.

Вот Вам новые "творцы канонов":

Лично я соборую чином малого елеосвящения. Возглас, Трисвятое по Отче наш, ектения, молитва на елей, два тропаря, апостол, Евангелие, молитва, Отче Святый (во время ее чтения 7 помазаний), Царю святый и отпуст. И бабки сыты, и время наэкономили.
...
Я один раз совершал без апостолов - т.е. читал только Евпнгелии, так как все все равно глухие были (трех глухих в онкоцентре соборовал), а ме еще надо было к вечерни поспеть во храм...
http://anchoret-lander.livejournal.com/12230.html

А вот что пишет прот. Владимир Воробьев:
http://azbyka.ru/stairs/5/5g7_8_5-all.htm

Совсем недавно многие священники (да и сейчас есть такие) категорически отказывались совершать это таинство таким образом, как оно совершается постоянно теперь. Они говорили: это таинство должно совершаться только у одра больного на дому, а вовсе не в храме. Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями. Во время такого чинопоследования очень много всяких нарушений из-за большой спешки; все как бы формализуется. Священник, который помазывает, уже почти и не молится, ему надо быстро все сделать, и он сердится, когда кто-то не так подает ему руки и т. п. или «поджигает» его свечкой.

Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление. И многие благоговейные старцы отказываются совершать таинство таким образом. Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться.

Здесь есть некий экономический момент: если соберешь несколько сот человек и каждого попросишь заплатить, то это уже было неплохо для храма или для кармана батюшки. И этот экономический стимул немалую роль сыграл в том, что утвердилось такое совершение таинства, когда привлекается как можно больше народа и соборование проходит не один раз, а дважды за пост.

...
В наше время происходит новый возврат к древней традиции, когда соборование возвращается в жизнь Церкви, в жизнь громадных масс наших церковных людей. Это знамение времени. Оно выражается в старческих благословениях больше всего, и старцы это тоже ощущают как некую необходимость и потребность. Чем диктуется эта потребность, почему старцы так настаивают на соборовании? Потому что это таинство, как вы знаете, восполняет таинство покаяния. Оно совершается во исцеление и прощение забытых, неисповеданных грехов. Это вполне естественно, что в то время, когда исповедь теряется, уходит, когда осуществляется общая исповедь и никто уже не кается, по существу говоря, значение таинства соборования очень возрастает. И вот старцы как бы хотят восполнить отсутствие настоящей исповеди совершением таинства соборования.

Не лучше ли нашим дорогим батюшкам потратить время на настоящую исповедь? Для этого надо всего лишь несколько часов в неделю, во внеслужебное время принимать на исповедь или беседу всех, желающих облегчить свою совесть, разобраться в своей духовной жизни, решить вопросы. А не ходить во время всенощной из алтаря к исповедальному аналою, подавая оттуда возгласы и быстро отпуская грехи. Пастырь должен пасти, и когда после такого его труда души пасомых утишатся, тогда он, если сподобится Царствия Небесного, скажет: "Вот я и дети мои, яже дал ми есть Бог". А так получается, что все, что недоделал священник, доделает Господь, простив в соборовании все грехи. Еще и милосерднее Его оказываются, заявляя, что младенцы ведь тоже болеют и мучаются, как их не пособоровать? Да и здоровых тоже можно, кашу маслом не испортишь.

Вопрос: Надо ли соборовать детей?

о. Алексей:Очень хороший вопрос. Я, например, не могу понять, почему не соборуют младенцев, даже тяжко больных младенцев. Может быть, именно из-за такого отношения к Таинству, потому что их не принято исповедовать.

Но младенцы же страдают! У них тоже поврежденная человеческая природа, хотя страдают они не за свои личные грехи. А мы соборуем семилетних совершенно здоровых отроков, что я считаю вредным для них. Приводят благочестивые родители семилетнюю здоровую девочку, мы помажем ее, не жалко, но это издевательство над ребенком, по-другому я сказать не могу.

http://trinity-church.ru/inter/obsuzhdenie/soborovanie.html
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пт Июл 27, 2007 10:07 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Very Happy А я имела счастье - и не раз - быть на Елеосвящении, проводимом над прихожанами в храме с соблюдением всяческого чина и положенного порядка. Необыкновенно проникновенная, очищающая, благодатная служба. Было бы желание у священников, и это вполне возможно, как было возможно во все времена.

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Авг 01, 2007 5:02 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Сестрица писал(а):
А вот что пишет прот. Владимир Воробьев:
http://azbyka.ru/stairs/5/5g7_8_5-all.htm

Совсем недавно многие священники (да и сейчас есть такие) категорически отказывались совершать это таинство таким образом, как оно совершается постоянно теперь. Они говорили: это таинство должно совершаться только у одра больного на дому, а вовсе не в храме. Сейчас, как мы знаем, Великим постом, а в некоторых местах постоянно, совершается это таинство над множеством людей, которые приходят без разбора, — и больные, и здоровые, и взрослые, и дети. Бывает, собирается 700-900 человек, полный храм. Людей ставят рядами, настоятель обычно начинает быстро читать чинопоследование, а остальные священники ходят по рядам и мажут всех, не останавливаясь и нисколько не согласовывая свои действия с чтением чина таинства. Очень часто из-за большого числа желающих собороваться священники не успевают помазать всех, пока читается чин, и ограничиваются двумя-тремя помазаниями. Во время такого чинопоследования очень много всяких нарушений из-за большой спешки; все как бы формализуется. Священник, который помазывает, уже почти и не молится, ему надо быстро все сделать, и он сердится, когда кто-то не так подает ему руки и т. п. или «поджигает» его свечкой.

Такое совершение таинства иногда, к сожалению, производит довольно тяжелое впечатление. И многие благоговейные старцы отказываются совершать таинство таким образом. Должен быть один больной и семь священников, а не 700 больных и один священник. Нужно, чтобы таинство совершалось в тишине и благоговении, в сосредоточенной молитве над болящим, когда действительно просят об исцелении этого болящего, потому что он тяжко страдает. А не так, что приходят все, кто попало, и неизвестно зачем, просто потому, что сказали: надо пособороваться.

Здесь есть некий экономический момент: если соберешь несколько сот человек и каждого попросишь заплатить, то это уже было неплохо для храма или для кармана батюшки. И этот экономический стимул немалую роль сыграл в том, что утвердилось такое совершение таинства, когда привлекается как можно больше народа и соборование проходит не один раз, а дважды за пост.

...
В наше время происходит новый возврат к древней традиции, когда соборование возвращается в жизнь Церкви, в жизнь громадных масс наших церковных людей. Это знамение времени. Оно выражается в старческих благословениях больше всего, и старцы это тоже ощущают как некую необходимость и потребность. Чем диктуется эта потребность, почему старцы так настаивают на соборовании? Потому что это таинство, как вы знаете, восполняет таинство покаяния. Оно совершается во исцеление и прощение забытых, неисповеданных грехов. Это вполне естественно, что в то время, когда исповедь теряется, уходит, когда осуществляется общая исповедь и никто уже не кается, по существу говоря, значение таинства соборования очень возрастает. И вот старцы как бы хотят восполнить отсутствие настоящей исповеди совершением таинства соборования.

Не лучше ли нашим дорогим батюшкам потратить время на настоящую исповедь? Для этого надо всего лишь несколько часов в неделю, во внеслужебное время принимать на исповедь или беседу всех, желающих облегчить свою совесть, разобраться в своей духовной жизни, решить вопросы. А не ходить во время всенощной из алтаря к исповедальному аналою, подавая оттуда возгласы и быстро отпуская грехи. Пастырь должен пасти, и когда после такого его труда души пасомых утишатся, тогда он, если сподобится Царствия Небесного, скажет: "Вот я и дети мои, яже дал ми есть Бог". А так получается, что все, что недоделал священник, доделает Господь, простив в соборовании все грехи. Еще и милосерднее Его оказываются, заявляя, что младенцы ведь тоже болеют и мучаются, как их не пособоровать? Да и здоровых тоже можно, кашу маслом не испортишь.

Вопрос: Надо ли соборовать детей?

о. Алексей:Очень хороший вопрос. Я, например, не могу понять, почему не соборуют младенцев, даже тяжко больных младенцев. Может быть, именно из-за такого отношения к Таинству, потому что их не принято исповедовать.

Но младенцы же страдают! У них тоже поврежденная человеческая природа, хотя страдают они не за свои личные грехи. А мы соборуем семилетних совершенно здоровых отроков, что я считаю вредным для них. Приводят благочестивые родители семилетнюю здоровую девочку, мы помажем ее, не жалко, но это издевательство над ребенком, по-другому я сказать не могу.

http://trinity-church.ru/inter/obsuzhdenie/soborovanie.html


Ну-ну, не знаю. как в других городах, а у нас в Саратове обычно таинство соборования проводится несколько раз за Великий пост (в каждом храме - в отдельные дни: в Троицком - в одни дни, в Покровском - в другие дни...). При этом практически никогда соборование не проводится на страстной седмице. Кроме того, в Русской Православной Церкви (в отличие, например, от Элладской) перед соборованием исповедь обязательна. А тем, кто пришёл на исповедь лишь перед соборованием, говорят, что неплохо бы и причаститься... С достойной подготовкой... Из-за этого (и учитывая то, что услышал в прошлые годы) я 7/20 марта 2007 года сразу и исповедовался, и причастился, и соборовался. "Благодарственные молитвы по Святом Причащении" я вычитал по прихваченному из дома молитвослову (и лекарство от эпилепсии выпил), кажется, в промежутке между Литургией Преждеосвящённых Даров и началом соборования.
Причём причащались в том храме в тот день человек двадцать (это приблизительное число), а соборовались - восемьсот пятьдесят семь...
Насколько я знаю, в Русской Православной Церкви подобная "традиция" ("без исповеди - ни собороваться, ни причащаться") была заведена в Синодальный период, когда Причастие Святых Христовых Тайн было обязательно примерно так же, как ныне флюорография: один раз в год, с выдачей справки для предоставления, например, по месту работы. Даже бизнес был такой: если кому-то было лень исповедоваться и причаститься, он платил деньги другому человеку, чтобы "подрядчик" под именем "заказчика" исповедовался и причастился.
А ведь из комбинации 2-го и 80-го правил Шестого Вселенского Собора и 2-го правила Антиохийского поместного собора следует, что всякий христианин должен причащаться Святых Христовых Тайн не реже чем один раз в три воскресных дня (не считая случаев Причастия в другие дни седмицы). Я на этом основании (и с учётом того, что "оттягивать дело на последний срок" не могу, так как не знаю, когда у меня случится следующее обострение болезни) стараюсь причащаться один раз в два воскресных дня: чаще (то есть еженедельно) - "без благословления нельзя", реже (откладывать Причастие на третье воскресенье) - "а вдруг расхвораюсь так, что не смогу ни службы (всенощную и Литургию) выстоять, ни правило ко Причастию вычитать". Казалось бы, в этом случае меня должны допускать к Причастию без исповеди? Но ведь это может оказаться соблазном для других, редко выстаивающих службы в храмах ("раз этот мужчина причастился, не исповедовавшись - давай и я поступлю так же"). А в Библии написано: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает" (Рим.14:21). Так что, чтобы не смущать причащающихся редко, даже мне приходится исповедоваться - либо во время Литургии (на которой собираюсь причащаться), либо накануне на вечерней службе. С другой стороны, так труднее забыть (и соответственно, умолчать на исповеди) некоторые "не хронические" грехи.
Выкроить время, чтобы потратить и несколько часов на исповедь, и ещё несколько часов на участие в богослужении - трудно и мирянину, и клирику. У нас обычно из-за этого исповедь начинается заранее, по-моему, только перед полуночными Литургиями (Рождественской и Пасхальной). Например, для тех, кто собирался причаститься на нынешней полуночной Литургии в праздник Пасхи Христовой, исповедь началась примерно в 20 часов. Мои версии, почему это произошло:
1. По-моему, каким-то поместным (только Московской Патриархии) документом установлено, что человек, желающий причаститься на полуночной Литургии, должен соблюдать "литургический пост" (ничего не пить и не есть) хотя бы 6 часов перед Причастием. Литургия длится примерно два часа (а в полночь она соединяется и со всенощной), значит, желательно блюсти литургический пост с 20 часов. А чтобы ни у кого из причастников в это время (с 20 до примерно 2 часов) не возникло искушение попить или поесть - надо занять это время исповедью.
2. "А вдруг причастников и соответственно исповедников в этот раз будет довольно много?!"

Ну а обычно - приходится исповедоваться во время богослужения или по его окончании (иногда всенощная уже закончилась, а исповедоваться успели ещё не все).
С другой стороны, для болящих, не могущих причаститься (какой-то священник на проповеди в Светлую Субботу так и сказал - "для не могущих причаститься") есть ещё альтернатива - принять натощак артос. Теперь гадаю: если я причащаюсь довольно часто (по сравнению с своими родственниками) - мне именно для себя артос вообще не использовать?

Насчёт того, что соборовать надо только один раз за время целой болезни. А если я эпилепсией болею с примерно годовалого возраста и до сих пор (причём выздоравливать боюсь, учитывая отсутствие у меня профессии и достаточно большого времени, чтобы заработать хотя бы настолько же "крупную" пенсию, как нынешняя)? Мне что, больше не собороваться?


Последний раз редактировалось: Rex_Sepluvzew (Ср Авг 01, 2007 7:35 am), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Ср Авг 01, 2007 5:29 am Ответить с цитатой
Сестрица
Профи
Зарегистрирован: 20.09.2006
Сообщения: 316
Откуда: Москва




Rex_Sepluvzew

Если Вы боитесь выздоравливать, зачем Вам соборование? Отговорки насчет неприспособленности оставьте, Богу все возможно, в том числе и прокормить Вас, когда станете здоровым. Как часто Вы cлужите молебен святым целителям?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Авг 01, 2007 6:54 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Сестрица писал(а):
Rex_Sepluvzew
Если Вы боитесь выздоравливать, зачем Вам соборование?
1. Чтобы, на случай обострения, иметь в качестве лекарства ещё и освящённое во время соборования масло.
2. Чтобы припадки не были ну очень частыми. (Пример: в 1988 - 1991 у меня нормой было 20 припадков в день, а в периоды обострения - 30 припадков в день; если целый день ни одного припадка не было - то: "неужели я выздоровел? неужели теперь в армию призовут?"; в 1998 году я крестился; сейчас, в 2007 году, начинаю паниковать, если у меня не 20, а хотя бы восемь припадков за день).
3. Во время соборования прощаются забытые грехи, а вспомнить на исповеди абсолютно все совершённые грехи - трудновато.
Сестрица писал(а):
Rex_Sepluvzew
Отговорки насчет неприспособленности оставьте, Богу все возможно, в том числе и прокормить Вас, когда станете здоровым.
"На Бога надейся, а сам не плошай". Тому же Богу надо "исхитриться" прокормить меня - ведь если я найду сторублёвку на улице, я не присебячу её, а либо оставлю её лежать, либо отдам владельцу, либо (в сооответствии с Гражданским кодексом, а именно ст. 227 ГК РФ) сдам в милицию.
Сестрица писал(а):
Rex_Sepluvzew
Как часто Вы cлужите молебен святым целителям?
1. Я не клирик, хотя интересуюсь правом (в том числе церковным) и много лет интересовался религиями. Так что в мой адрес правильнее было бы спросить не "как часто служите...", а "как часто заказываете...".
2. Зачем заказывать? Во-первых, лишний денежный расход. Во-вторых, молебны обычно служатся после Литургии (которая оканчивается в разные дни в разное время). А уже упоминавшееся мной 2-е правило Антиохийского поместного собора гласит (выделено мною):
Цитата:
Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном.

Итак, если я закажу молебен - должен буду прийти на него (мол, "Церковь молится не вместо, а вместе"). Чтобы не опоздать на молебен - должен буду прийти на Литургию. Если приду на Литургию - должен буду причаститься. Если причащусь - я должен буду после Литургии или выслушать, или (более вероятно) вычитать сам "Благодарственные молитвы по Святом Причащении". А пока вычитываю благодарственные молитвы - молебен-то и начнётся. И получится, что заказанный мною молебен отслужили в моё отсутствие.
3. Как я уже писал, я стараюсь причащаться один раз в два воскресных дня. На причащающихся "слишком" часто иногда "смотрят косо" ("а благословление у Вас есть?"). В воскресенье в наиболее близком к "моему" многогоквартирному дому храме служатся две Литургии (начало самих Литургий - в 7 и в 9 часов утра, "часы" обычно читаются ещё раньше). Мне держать "литургический пост" аж до 11 часов трудно (в том числе по медицинским причинам, хотя не только из-за них), поэтому я причащаюсь обычно на ранней Литургии. А молебны служатся после поздней. (Если вообще они именно в этот день служатся). Значит, я примерно в 9 часов 10 минут приду из храма (с ранней Литургии), вычитаю благодарственные молитвы, поем - а к 11 часам снова идти в храм?!
Есть, конечно, "знаменательные даты", в которые я хочу причащаться независимо от дня седмицы: 6/19 июля - память мч. Рикса Сицилийского, 28 июля/10 августа - день празднования в честь иконы Божией Матери "Умиление" ("Серафимо-Дивеевская")... Но, во-первых, тогда, если уж заказывать молебен, то не целителям, а приснопамятным святым, во-вторых, опять-таки, "а вдруг молебен начнётся, пока я благодарственные молитвы вычитываю?".
4. И всё равно мы молимся святым, не как Богу, а чтобы они просили Бога о нас. Например: "Святый великомучениче Пайтелеймоне, моли Бога о нас!". В этом отношении я склоняюсь к протестантской точке зрения - "зачем просить святых, если можно попросить Самого Бога?".


Последний раз редактировалось: Rex_Sepluvzew (Ср Авг 01, 2007 10:41 am), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Ср Авг 01, 2007 9:24 am Ответить с цитатой
Сестрица
Профи
Зарегистрирован: 20.09.2006
Сообщения: 316
Откуда: Москва




И тем не менее, мало мудрствующие получают здравие и от святых целителей. Служить же молебен - устоявшееся выражение и для мирян.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 Исповедь? Cоборование? Молебен? 
 Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .