Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе » Сербские славы. Календарь-путеводитель.
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 
Сербские славы. Календарь-путеводитель.
СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 1:07 pm Ответить с цитатой
Alois von Werfenstein
Житель форума
Зарегистрирован: 12.10.2006
Сообщения: 487
Откуда: OROSZVAR




Предисловие.Крестная слава… Как соотнести понятие «слава» с понятием «крест»? Наша обыденная логика отступает перед тайной страданий. Слава, богатство, благополучие – это мы понимаем. Но Крест… «для эллинов – безумие, для иудеев – соблазн», по слову апостола Павла. Как много мы можем рассуждать о тяжести нашего жизненного креста, о незаслуженных обидах и огорчениях. Какая уж тут слава…
Но Крест – символ Победы, непостижимой для ограниченного человеческого разума. После Креста – Пасха. Тот, кто усваивает в сердце Крестную Славу, становится соучастником победы Христа.
Крестная Слава – самый близкий и родной праздник для наших братьев-сербов. Название его не нуждается в переводе, и это несмотря на то, что праздник существует из всех славян только у них. Значит, Промыслом Божиим сербам суждено было в максимальной степени выразит что-то такое, что присуще всем славянам. Стать для всех примером жертвенной Христовой любви… в тот час, когда торжествует ненависть и отчуждённость.
Крестная Слава – древний и вечно новый обычай. Освящённый примером Св. Саввы, он вошёл в самую сердцевину национального чувства. «Где серб, там и Крестная Слава», гласит пословица.
Бывают славы родовые, храмовые, сельские и городские, монастырские, ктиторские. Родовая слава – это тот день, в который предки какого-либо рода приняли Крещение. Слава посвящена святому, в день которого род или племя (в Черногории) 1000 лет назад вошло в лоно Церкви.
Храмовая слава – то же, что престольный праздник в России. Сельская или городская слава – как правило, престольный праздник соборного храма города или сельской церкви. В это день по улицам идёт Крестный Ход (по-сербски «лития»). Монастырская слава – престольный праздник монастырского собора. Ктиторская слава – день памяти святого (как правило, члена Династии Неманичей), который основал тот или иной монастырь.
Говорят, что центр Крестной Славы – колач. Это не верно. Смысловой центр праздника – Божественная Литургия. А уж после неё наступает веселье с ломанием колача, вином и пир горой…
Трудно, да, пожалуй, и невозможно передать словами атмосферу Славы. Её можно только почувствовать.
В последнее время попасть в Сербию для русского человека – не проблема. Но тот, кто желает провести время в Сербии с истинной, то есть с духовной, пользой, должен поучаствовать в её литургической жизни. Быть в Сербии и не побывать на Славе – обидно.
На Славе чужих не бывает, а раз так повелось, что русские для сербов не чужие, то всё зависит от нашей осведомлённости.
Я предлагаю вам, братья и сестры, опыт составления Календаря – Путеводителя Сербских Слав для разумного ходочасништва ( паломничества ) русского человека по Сербии.
Первая часть – осенние славы, с 21 сентября по 4 декабря нового стиля. Я буду рассказывать о тех местах, где они празднуются – церквах и монастырях, а также об избранных родовых и других славах. Далее я надеюсь рассказать в таком же ключе о зимних, весенних и летних славах.
Для того, чтобы человек, направляющийся в Сербию на определённый, заранее известный, срок, мог бы с лёгкостью определить, где он сможет в это время поучаствовать в Славе.
Заранее прошу прощения за возможные ошибки и неточности. Господи, благослови!




_________________
Pro Fide, Rege et Lege.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 1:14 pm Ответить с цитатой
Alois von Werfenstein
Житель форума
Зарегистрирован: 12.10.2006
Сообщения: 487
Откуда: OROSZVAR




Часть первая. Осенние славы.

8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Богородицы (Мала Госпоjина).
Праздник Рождества Богородицы занимает важное место в сербском церковном и народном календаре.
Он таинственным образом связан с судьбами многострадальной столицы Сербии – Белграда. Деспот Стефан Высокий, при котором город и стал столицей, выстроил в честь Рождества Богородицы церковь, которую белградцы любовно называют «Ружицей» («Розочкой») Она находится в северо-восточной части белградской крепости Калемегдан, под воротами Зиндан. Ружица была воздвигнута в начале XV века и разрушена (вернее, превращена в пороховой склад) турками при захвате Белграда в 1521 г. Нынешнее здание церкви относится к 1867-69 годам, то есть ко времени окончательного расставания столицы со следами турецкого рабства ( в 1862 году турки передали сербам ключи от крепости ).
В белградском районе Земун также находится почитаемая церковь Рождества Богородицы XVIII века.
По близости от Белграда стоит монастырь Раиновац, основанный около 1523 года. Он долгое время пребывал в запустении, но с 1987 года стал активно восстанавливаться и сейчас является вполне цветущей обителью. Пожалуй, его было бы хорошо посетить тем людям, которые по каким - либо причинам не имеют возможности покидать окрестности Белграда – из-за нехватки времени или загруженности во время командировки. 21 сентября 2007 года в монастыре был устроен народный праздник – «Госпоински сабор», на котором прославленные кулинары из Белграда готовили блюда национальной кухни, на празднике собралось более 5000 человек. Будут ли такие праздники в дальнейшем, затрудняюсь сказать, однако замечу, что кухня сербских монастырей вообще отличается изысканностью.

Монастырь Шишатовац.
Из Белграда можно легко попасть на Фрушку Гору, где находится Богородице-Рождественский монастырь Шишатовац , основанный в 1540-х г.г, С 1543 по 1942 годы в нём пребывали нетленные и по временам источавшие сияние мощи Деспота Стефана Штильяновича, ныне находящиеся в Михаило-Архангельском Соборе в Белграде.
Справка :Стефан Штильянович (ок. 1490+1543) управлял тем небольшим участком территории Сербии, который не был завоёван турками после 1459 и 1526 годов. Он подчинялся Венгерским Королям, а после гибели всей политической элиты Венгрии в несчастной битве при Мохаче (1526 год) поддержал кандидатуру на венгерский престол Фердинанда Габсбурга, поскольку другой претендент – Ян Запольский (Янош Запольяи) привёл в Венгрию и Сремскую область турок. Св. Стефан получил от Фердинанда поддержку и защиту его владений, в которых Штильянович спасал остатки сербской государственности и поддерживал Православие вплоть до своей кончины.
На Св. Стефане Штильяновиче обрывается линия средневековых сербских правителей, начавшаяся со Св. Стефана Немани
.
Главный монастырский храм Шишатовца, выстроенный в 1758 – 1778 г.г; привлекает к себе внимание сочетанием монументальности и изящества. Его окна оформлены в готическом стиле, что является единственным примером подобного рода на Фрушкой Горе.
Часовня монастыря посвящена Св. Апостолам Петру и Павлу.
Обитель связана с историей сербской литературы. В 1812 – 1824 г.г. настоятелем её был поэт Лукиан Мушицкий, автор сборника « Глас арфы шишатовацкой». Вук Стефанович Караджич, реформатор сербского языка, именно в Шишатовце записал лучшие народные песни, впоследствии ставшие известными всему миру. Он услышал их от жившего в обители слепого гусляра Филиппа Вишнича. Современный поэт так говорит о Вишниче:
Слепец, у смерти на виду маяча,
С ладони птиц всевидящих питая,
Ты в тайне претворял свой мрак горячий
В свет будущей зари родного края.
Творчество Вишнича увековечило героев Первого сербского восстания, а песни Вишнича о Карагеоргии не менее дороги для сербов, чем песни о Косовской битве. Медаль Филиппа Вишнича – высшая литературная награда современной Сербии.
Попасть из Белграда в Шишатовац не сложно, обитель вполне благоустроена и находится в близком соседстве с другими фрушкогорскими монастырями.
Следующий монастырь, который нужно упомянуть – Тршка Црква в Браничевской епархии. Обитель расположена в местах глухих и безлюдных, но тот, кто до неё доберётся – не пожалеет. Тршка Црква была построена около 1301 года и перестроена в 1430 году. Это самый древний храм Браничевской епархии. История его сложна и таинственна, на камнях в основании церкви начертаны загадочные фигуры и письмена.
Эту древнюю церковь окружают современные постройки женского монастыря, в числе которых – тёплая часовня Св. Николая.
В Шабацкой епархии находится монастырь Чокешина, задужбина Милоша Обилича. Во время Первого сербского восстания в стенах обители разыгрался жестокий бой турок с сербами, вошедший в историю Сербии под названием «Битва при Чокешине». На территории монастыря находится памятник участникам восстания.
Ныне существующая соборная церковь возведена в 1820 – 1823 годах правителем Сербии Милошем Обреновичем и его братом Ефремом.
Рождество Богородицы является также славой монастырей Суводол, Каменац, Висока Ржана, Баваниште, Косиерево.

_________________
Pro Fide, Rege et Lege.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 1:40 pm Ответить с цитатой
Alois von Werfenstein
Житель форума
Зарегистрирован: 12.10.2006
Сообщения: 487
Откуда: OROSZVAR




29 сентября (12 октября). День Святого Кириака отшельника Палестинского – Михольдан.
Этот народный праздник, в старину особенно отмечавшийся в городе Валево, имеет западное происхождение. Об этом свидетельствует название, производимое от имени Архангела Михаила: изначально это был день освящения Капеллы Св.Михаила в Риме ( эта капелла входит в состав Собора Святого Петра). Однако уже при Неманичах посвящение праздника было изменено в пользу византийской традиции и именно так, в византийском смысле, и воспринимается сербами.
На Михольдан в Сербии наступает осень и заканчивается пора сбора винограда. Многие сербские семьи отмечают в этот день Крестную Славу.
1(14) октября. Покров Пресвятой Богородицы (Покровица).
Существует мнение, что Покров - исключительно российский церковный праздник. Однако это не так. Он был включён в сербский Месяцеслов ещё в XIV веке. Возможно, это пооизошло под непосредственным влиянием русской церковной традиции, поскольку в XIII веке русский князь Ростислав правил землями на севере Сербии.
Во всяком случае к XIX веку Покров (Покровица) прочно вошёл в народный календарь и сопровождался традицией, неизвестной в России: в центральной Сербии было принято перед ним 7 дней поститься. В XVIII-XIX веках на просторах Сербии,Боснии, Краины было построено множество Покровских храмов. Покровица - Крестная Слава сразу двух (из 17) районов Белграда - Раковица и Нови Београд ( с 2000 года). Славу свою 1(14) октября празднуют также монастыри Лешье у Парачина, Бишня, Мала Ремета на Фрушкой горе и Печка Патриаршия на Косово и Метохии.Покров - Крестная Слава того маленького села в Таковском округе, откуда происходит Королевская Династия Обреновичей.
18(31) октября. День Святого Апостола и Евангелиста Луки (Лучиндан).
Святой Лука, почитаемый во всех сербских землях, пользуется особенной любовью в Черногории. Несколько обителей этой страны носят его имя.
Монастырь Жупа Никшичка находится в нескольких километрах от черногорского города Никшич и расположен на левом берегу реки Грачаницы, у подножья горной гряды Водачки врх. Точная дата основания монастыря неизвестна, но предполагают, что обитель была основана в средние века. По преданию, первоначально монастырь располагался на правом берегу Грачаницы, но там он был разрушен камнепадом с горы Градац. Обитель восстановили зетские князья Черноевичи, но она снова была разрушена. Местные жители построили церковь и кельи на новом месте, на другом берегу реки, разобрав здания и перенеся их по камням. Это произошло в первой четверти XVII века, под руководством местного зодчего Йовицы. В XVII веке в этих краях родился прп.Cтефан Пиперский, основатель монастыря Челия Пиперская. Во время осады Никшича в июле-августе 1877г. черногорскими войсками, в Жупе находился лазарет для раненных черногорских воинов, которым заведовал известный русский хирург Студийский. После победы православных славян во главе с Россией над турками, эти края были присоединены к Черногории. В 1881г. черногорский князь Николай Петрович-Негош воздвиг новую монастырскую церковь Св. Апостола Луки в память своего дяди и предшественника князя Даниила. В 1930-х гг. веке много сделал для монастыря его настоятель архимандрит Никодим (Янюшевич). Он же и стал первой жертвой коммунистов в никшичском крае.
Никодим (Янюшевич) родился 6.12.1875г. Рукоположен в иеродиакона 22.10.1899г. Участвовал в сербских освободительных войнах 1912-1918гг. Служил в сербских землях и в США.
Партизаны убили его 29.06.1941г. без всякой причины. В этот день, вечером архимандрит Никодим после тяжелого труда отдыхал на террасе келейного корпуса. В это время перед монастырскими воротами показалась группа партизан. Отец Никодим ушел в свою келью и закрыл двери. Партизаны стали ломиться в двери, а потом стали стрелять из автоматов. Архимандрит был убит шестью пулями. Взломав двери и убедившись, что он мертв, партизаны ограбили монастырь. Второй жертвой «борцов за народное дело» стал иеромонах Гавриил (Дабич). Будущий новомученик родился в сентябре 1904г. в Путинцах в Сербии. Он закончил школу в Сремских Карловцах, а монашескую школу в монастыре Раковица под Белградом. 27 сентября 1927г. в монастыре Савина (в черногорском городе Герцег-Нови) Дабич был пострижен в монахи, а 16 октября того же года был рукоположен в иеродиаконы. 1 апреля 1928г. Гавриил был рукоположен в иеромонахи епископом Бококоторским и Дубровническим Кириллом и поставлен настоятелем прихода в г. Будва. Кроме будванского прихода, о.Гавриил окормлял также приходы в Режевичах и г. Петровце. Впоследствии был настоятелем в монастырях Режевичи, Морача, Дужи и, наконец, в Жупе. На Благовещение 1942 года о. Гавриил был отведён коммунистами в их партизанский штаб. Неизвестно, что было с ним в дальнейшем, но впоследствии его обезображенное тело было найдено в яме, называемой Плоча, вблизи Драговоличей. Оттуда, в августе 1942г. его останки были перенесены в обитель, где и похоронены на монастырском кладбище. В 1997г. монастырь возрождён как женский. Кроме обычных монашеских послушаний сёстры занимаются иконописью, шитьём, вязанием, переводами с русского языка на сербский творений Св. отцов. Монастырская церковь Св. Апостола Луки построена по образцу Успенской церкви монастыря Морача, а возможно и старой (разрушенной) Жупской церкви. Церковь имеет вид однонефного храма с куполом и характерным поперечным трансептом. Над входом надпись на сербском: «Этот храм Святого Луки построил Николай I, князь черногорский за упокой души своего дяди князя Даниила в 1881г.» Западный фасад украшает шестолепестковая розетка. Внутри храма пол из каменных плит с подчёркнуто декоративным амвоном, что опять же напоминает церковь в Мораче. Церковь украшает дубовый иконостас и хрустальная люстра (времён постройки храма). Слева на клиросе стоит ковчежец с частицей мощей Св. Апостола Луки.
К северу от церкви находится небольшое кладбище, где особым поклонением пользуется скромный деревянный крест на могиле священномученика Гавриила (Дабича). Рядом стоит современная бетонная звонница. К югу от церкви находится источник, над которым надпись «… Александр I Карагеоргиевич, король Югославии благоизволил даровать денежные средства, на которые настоянием архимандрита Никодима Янюшевича, настоятеля этой св. обители, построен этот водовод в 1933г.». Юго-западную часть прямоугольного монастырского двора занимает келейный корпус.
Расписание богослужений:
утреня – начало в 5.00
вечерня – в 17.00
литургия праздником – в 9.00.
Вид монастыря:

Монастырь Св.Луки в Калудре, неподалёку от города Беране, своим недавним возрождением свидетельствует о том, что многовековая привязанность черногорцев к Святому не исчезла после десятилетий атеизма. Эта обитель была разрушена около 300 лет назад, а восстановлена в 2000-2001 годах и сейчас вполне готова к приёму паломников. Святыни монастыря – частицы мощей cв. Евангелиста Луки, Св. Великомученика Артемия, Св. Евстафия Плакиды и Св. Игнатия Ивиронского.
Виды монастыря и местности:


26 октября (8 ноября). День Святого Великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого (Митровдан).
Святой Димитрий, защитник и покровитель греческого города Фессалоники, стал известен славянам ещё в первые десятилетия их пребывания на Балканах. В VII- IX веках Фессалоника, или Солунь, была окружена славянскими поселениями, и как сам город, так и его святой покровитель получили эпитет «Славянский».
Сербские и болгарские правители почитали Св. Димитрия и даже старались овладеть Солунью, чтобы ещё теснее связать себя с ним.
И в народных преданиях Св. Димитрий является одним из главных героев, соперничая в славе со Св. Георгием.
Митровдан – Градская Слава Косовской Митровицы. Сегодня этот город является символом сербской мужественности и стойкости. Славская Литургия служится в церкви Св. Георгия в Звечане. В 2004 году жителей города поздравляли Епископ Липлянский Феодосий и поэт Добрица Эрич, автор «Пркосне песме».
… Вы так важны –
Земля моя любимая
Ты и твои сёстры
Правда и Истина,
Что на вас обрушилась несметная сила,
А кривда и ложь оскалились на вас…
Непокорённая песня Косовской Митровицы ещё звучит. Она не должна умолкнуть…
Многие монастыри Сербии возведены в честь св. Димитрия.
Монастырь Велика Ремета. Эта обитель находится на Фрушкой Горе. По преданию, первая церковь на её месте была воздвигнута ещё во времена Короля Драгутина (XIV век), но первое письменное известие о Великой Ремете содержится в одной западнорусской летописи под 1509 годом.
В 1687 году в монастыре работали придворные иконописцы Царя Алексея Михайловича Леонтий Стефанов, Иван Максимов и Спиридон Григорьев.
Свой современный облик монастырь приобрёл в 1722-1735 г.г. Ныне это благоустроенная обитель с женским монашеством.
В Нишской епархии находится монастырь Дивляне, основанный в конце XIII века. Его соборный храм (1881-1902 годов), выстроенный в византийско-итальянском стиле, известен своими превосходными акустическими данными; он считается одним из лучших по акустике в Сербии.
3(16) ноября. Память обновления Храма Великомученика Георгия в Лидде (hурhиц - Джурджиц).
С 2007 года этот день, согласно благословению Епископа Иринея и решению городской Скупщины, является Градской Славой второго по величине города Сербии, столицы автономного края Воеводины Нови-Сада. Ранее, в 1779-1945 годах, Градской Славой считался праздник Трёх Иерархов (12 февраля нст).
8 (21) ноября. День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных (Аранhеловдан).Архангелы, предводители небесного воинства, были покровителями Византийских Василевсов и Сербских Царей. В Сербской Церкви, как и западнорусских землях, было распространено посвящение церквей и монастырей всем Семи Св. Архангелам – Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Иегудиилу и Варахиилу. Это отличает церковные обычаи Сербии от церковных обычаев Московского Царства, где преимущественно почитался Архангел Михаил.
Любовь сербов к Св. Архангелам выразилась в посвящении им города (Аранджеловац), также можно упомянуть, что существует сербское мужское имя Аранджел (Ранджел).
Центром почитания Небесных Сил некогда был монастырь Св. Архангелов в Призрене (XIV век), но уже в наши дни он был превращён в развалины усилиями американо-албанского «международного сообщества».
На просторах Сербии стоит несколько обителей, посвящённых Св. Архангелам, и некоторые заслуживают особенного упоминания.
Монастырь Челие.
Русский человек, попавший в Сербию на более или менее продолжительное время, просто обязан посетить монастырь Челие (основан между 1282 и 1316 годами), поскольку именно в нём подвизались два современных учителя Церкви – Иустин (Попович) и Николай (Велимирович). Без их творений жизнь современного православного человека просто невозможно представить.
И те, кто немного знаком с историей Челие, понимают, почему эта «блаженная и богоизбранная двоица» так любила Россию. Приведу один пример. Многие из наиболее ценных книг челийской библиотеки напечатаны в России: «Божественная скрижаль» московской печати XVII века, «Октоих» (Москва,1764 г.), «Великий требник» второй половины XVIII века. По этим книгам молились поколения челийских монахов и монахинь ( с 1928 года это женская обитель), таким образом московские книги стали частью молитвенной традиции Челие, которую продолжил Св. Иустин, каждодневно служивший Литургию.
Справка: Преподобный Иустин (Попович). Великий подвижник и духовный писатель, отец Иустин родился в городе Вране в 1894 году в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее отец Иустин учился в Петербургской Духовной академии, затем — на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и окормления многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. И мечтал об Афоне... В 1926 защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие труды, главный из которых – Жития Святых. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.
Ныне в монастыре два храма – Соборный Архангелов Михаила и Гавриила и капела Св . Иоанна Златоуста.
К могиле Св. Иустина, тело которого в 1979 году было положено с южной стороны от алтаря Соборного храма, каждодневно приходят сотни паломников со всех концов света. Монахини несут тяжёлый, но благодатный труд молитвы и помощи паломникам, и, конечно же, будут рады гостям из России.
Обитель расположена в 6 километрах юго-западнее города Валево.
Монастырь Раковица.
Первые письменные упоминания о нём относятся к 1504 году. В XIX веке он стал задужбиной династии Обреновичей, в нём находятся могилы Ефрема Обреновича и легендарного воеводы Первого сербского восстания Васо Чарапича.
Однако для русского сердца эта обитель близка и дорога тем, что в её стенах в 1909 году принял монашество Святитель Николай ( Велимирович), великий богослов и покровитель русских изгнанников.
Около монастыря находится целебный источник Святой Параскевы.
Монастырь Црна Река. Основанный в конце XIII века монастырь находится в живописнейшей местности Косово и Метохии, неподалёку от Косовской Митровицы. Потрясающую красоту её невозможно описать словами, её нужно только видеть…



Святыня обители – нетленные мощи подвижника Петра Коришского, жившего в XIII веке.
Архангельские монастыри Каона и Туман связаны с именем легендарного героя Милоша Обилича, убившего султана Мурада в Косовской битве.
Согласно легенде, монастырь Туман Милош построил ради покаяния в своём невольном тяжком грехе – он нечаянно ранил на охоте старца-подвижника Зосиму Синаита, который умер у него на руках. В монастыре покоятся мощи Св. Зосимы. С 1936 года в этой обители жили монахи русского Валаамского монастыря, переселившиеся из Мильково (затем им снова нужно будет переселяться – на сей раз за океан – в 1946 году)… Монастырь Каона возвела сестра Милоша Обилича Икония на том месте, где она последний раз в своей земной жизни видела брата и подавала ему чашу с водой…


Последний раз редактировалось: Alois von Werfenstein (Ср Окт 10, 2007 11:03 am), всего редактировалось 4 раз(а)

_________________
Pro Fide, Rege et Lege.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 2:02 pm Ответить с цитатой
Alois von Werfenstein
Житель форума
Зарегистрирован: 12.10.2006
Сообщения: 487
Откуда: OROSZVAR




11 (24) ноября. Мратиндан.
В этот день в Сербии отмечается несколько Слав – Св. Мученика Мины, Св. Мартина Турского и нескольких отечественных угодников Божиих: Короля Стефана Дечанского, Св. Княжны Милицы, блаженных Евфимия и Нестора Дечанских, Свв. Неофита и Урошицы Сербских.
Название праздника происходит от имени Св. Мартина, подвижника из Галлии (Франции), почитание которого распространялось по Европе бенедиктинскими и клюнийскими монахами. Как и Михольдан, Мратиндан имеет западное происхождение. Почитание Святого Мартина распространено как во Франции и Испании, так и у западных славян. Например, у словаков Св. Мартин считается одним из национальных святых – долгое время посвящённый ему город (Турчански Светы Мартин) был центром словацкой народной жизни, в то время как Братислава (Пресбург) оставалась венгерско-немецким городом. Возможно, именно от словаков, то есть из Великой Моравии, праздник и перешёл к сербам.
В Сербии Мратиндан считается началом предзимья, в этот день выпадает первый снег ( окончательно зима наступает на Никольдан). С Мратинданом связано несколько довольно мрачных легенд, тем более что корень «мрат» созвучен со словом «мрак». Ужасное убийство Стефана Дечанского в 1336 году окрасило это день в печальные, траурные тона…
21 ноября (4 декабря).Введение во Храм Пресвятой Богородицы (Ваведенье).
Этот двунадесятый Праздник сербы особенно любят с древних времён. В честь него освящён собор Хиландарского монастыря – сербского светилишта на Афонской горе.
И в самой Сербии построено великое множество Введенских храмов и монастырей. Можно с уверенностью сказать, что в какой бы местности страны ни оказался в этот день паломник, он обязательно сможет принять участие в Славе.
Перечислим несколько обителей, празднующих Славу на Введение.
В Шумадийской епархии располагается монастырь Каленич, построенный в 1407-1413 годах вельможей («пехарником») Деспота Стефана Лазаревича Богданом.


Обитель известна прежде всего своими фресками «Брак в Кане» и «Святые воины», которые по гармоничности композиции и изысканности цветов сравнимы с фресками Дионисия.

В монографии о Калениче, изданной в 2006 году, говорится, что строители монастыря хотели создать архитектурную икону Горнего (Небесного) Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Напомним, что та же идея вдохновляла зодчих Колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, Храма Василия Блаженного на Красной площади и Ново-Иерусалимского монастыря в Подмосковье.
Добраться до Каленича можно из Белграда через Ягодину и из Крагуевца. Обитель относится к числу благоустроенных, там можно остановиться в гостинице.
Монастырь Горняк принадлежит Браничевской епархии. В обители находятся мощи cв. Григория Горнякского младшего, Синаита. Для русского паломника небезынтересно будет узнать, что архимандрит Савва из Горняка стал в 1873 году первым настоятелем Сербского подворья в Москве.
Неподалёку от Валева находится женский Введенский монастырь Пустыня, основанный в конце XVI века.
Монастырь Троноша основан в 1276-1282 годах, но его нынешний собор выстроен в 1559 году . В 1625 году игумен Троноши Михаил был в Москве, где собирал средства для обновления монастыря .Достопримечательность обители – часовня с источником (чесмой), где по преданию останавливались Юг Богдан и 9 его сыновей перед битвой на Косовом поле.
Мы не можем обойти молчанием монастырь Мильково в Браничевской епархии, основанный в первой половине XV века. Хотя в нём мало что осталось от средневековой эпохи (собор возведён в 1853-1856 годах), однако для русского паломника было бы грешно не обратить на него внимание – ведь здесь в течение 10 лет жили подвижники Валаамского монастыря, изгнанные из него финскими властями за верность юлианскому календарю и канонам Матери-Церкви. В Мильково некоторое время пребывала «Одигитрия русского рассеяния» - чудотворная Курско-Коренная икона Пресвятой Богородицы.
Мильково связано и с житием Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского.
Введение также является Крестной Славой обителей: Бочани, Сеняк, Меджувршье , Велуче, Павлица.

_________________
Pro Fide, Rege et Lege.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Ср Окт 17, 2007 1:07 pm Ответить с цитатой
Alois von Werfenstein
Житель форума
Зарегистрирован: 12.10.2006
Сообщения: 487
Откуда: OROSZVAR




Часть вторая. Зимние Славы.
30 ноября (13 декабря). День Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Крестная Слава Династии Карагеоргиевичей.
В этот день прославляется покровитель рода Сербских и Югославских Королей. К династии Карагеоргиевичей ( Караджорджевичей) принадлежат основатель нового Сербского государства Георгий Петрович, его сын Князь Александр, Короли Пётр Первый, Александр (мученически скончавшийся в Марселе) и Пётр Второй. При Карагеоргиевичах Сербия объединила все южно-славянские народы, 1 декабря по новому стилю 1918 года было провозглашено Королевство Сербов,Хорватов и Словенцев, в 1929 году переименованное в Югославию.
Династия Карагеоргиевичей состояла в родстве с Домом Романовых через брак Князя Крови Императорской Иоанна Константиновича и Принцессы Елены, дочери Короля Петра Первого.

На снимке - Король Пётр Первый в Императорском Зимнем Дворце в сопровождении свиты(1911 год) . Король - в центре первого ряда, справа от него - премьер-министр Никола Пашич.
6 (19) декабря. Преставление Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Никольдан.Св. Николай Чудотворец, почитаемый во всём христианском мире, также близок сербам как и русским. Если Россию в старину называли «Никольской страной», то Сербия не в меньшей степени достойна этого названия. На её землях построено около 600 храмов и монастырей в честь Святителя. По замечанию современного публициста, на Никольдан половина сербских семей празднует Крестную Славу как хозяева (домакины), а другая половина - как гости.
Почитание Св. Николая особенно распространилось при короле Милутине, который в 1319 году пожертвовал кованую серебряную одежду на престол базилики Св. Николая в Бари; икона Св.Николая, также подаренная Милутином, участвует во всех праздничных процессиях в Бари. Со времён средневековья один из приделов базилики Св.Николая в этом итальянском городе принадлежит сербам.
С именем Мирликийского Чудотворца связано и возникновение первого очага сербской духовности в Москве: Иоанн Васильевич Грозный подарил Никольский монастырь в Москве сербскому Хиландарскому монастырю.
Никольдан является Крестной Славой двух знаменитых сербских родов: Обреновичей и Велимировичей. Род Обреновичей дал Сербии князей Милоша и Михаила, королей Милана и Александра. Именно при Обреновичах Сербия окончательно освободилась от турецкого ига.
Род Велимировичей дал Сербии и всему православному миру современного учителя Церкви – Св. Николая Сербского.
Хотя в Сербии много Никольских монастырей, но большинство из них празднуют свою Славу в мае (на праздник Пренос моштиjу, соответствующий русскому дню Николы Вешнего). Исключением является небольшой монастырь Николяц в Черногории, основанный в 15 веке, но восстановленный совсем недавно.

_________________
Pro Fide, Rege et Lege.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 Сербские славы. Календарь-путеводитель. 
 Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 1 из 1  

  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .