Миряне.Ру
православный форум и православный чат.

колокола


Форум закрыт с 1 декабря 2007 года.
Просим прощения у всех администраторов, участников и посетителей сайта.
Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе » откровение помыслов На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения. Предыдущая тема :: Следующая тема 

полезно ли откровение помыслов для духовного возрастания
да, для мирян и монашествующих
71%
 71%  [ 10 ]
нет
14%
 14%  [ 2 ]
да, но только для монашествующих
14%
 14%  [ 2 ]
Всего голосов : 14

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 03, 2007 8:27 pm Ответить с цитатой
НаташаМ23
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 01.07.2007
Сообщения: 164
Откуда: Москва




hb

_________________
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
(1Кор.8,2-3)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 1:25 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Когда-то мне попалась в одной из храмовых библиотек книжка "Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского" (издание Введенской Оптиной Пустыни, 1997; хотя к лику святых этого Макария причислили уже после издания этой книги). Я в ту пору отксерил себе, кажется, 23 разворота (то есть 46 страниц), включая титульный, из этой книги, в том числе и ту часть, которая посвящена откровению помыслов.
Так вот, этот самый преподобный Макарий в каком-то из писем писал:
Цитата:
После ли, в то же время, а уж непременно по окончании дня, изъяснив друг другу свои смущения, которые имели, испросить прощение, и будете мирны; а когда не будете сего делать, но смущаться за помыслы и таить их, то они могут возрасти и худой плод принести.
(стр. 439)
Цитата:
...Также и это отвергай, что мать тобою не занимается; от твоей веры зависит твоя польза, и юное отроча просветит Бог возвестить тебе пользу; а когда без расположения, - то хотя к пророку пойдёшь, то и оного обезумит Бог (см. аввы Дорофея Поучение 5). Это всё сеть вражия, чтобы тебя против матери восставить. Ты можешь и сей помысл сказать, но в виде покаяния, а не упрёков или выговоров. Когда будешь так поступать, то умиротворишься и успокоишься.
(стр. 440)
Всего раздел "Помыслы (откровение помыслов)" занимает в этой книге примерно 13 страниц, а раздел "Помыслы на молитве" - ещё примерно 3 страницы (у меня это всё отксерено, но в Интернете не нашёл - кроме случая, когда всю книгу, уже следующее или одно из следующих изданий, можно купить в интернет-магазине: заказываешь, платишь, ждёшь бандероль; одну и ту же книгу можно заказать хоть по предоплате, хоть наложенным платежом, но наложенным платежом - дороже).
Книга "сконструирована" как сборник цитат из творений (в том числе писем) преп. Макария: после каждой цитаты приводится ссылка типа "источник номер такой-то, страница такая-то", а чтобы узнать, что же за источник скрывается за таким-то номером - приходится смотреть, кажется, в конец книги.


Последний раз редактировалось: Rex_Sepluvzew (Вс Ноя 04, 2007 1:53 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
Если факты - упрямая вещь, тем хуже для фактов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 1:37 am Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




У меня есть эта книга. Римские цифры после цитаты - это ссылка на том первоисточника. 1 том - письма к мирским особам, 2 том - к монахам, 3-6 тома - к монахиням. Все советы об откровении помыслов обращены к монахам и монахиням. Мирян преподобный обучает бороться с помыслами...

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 1:49 am Ответить с цитатой
Иоанна Г.
Форумчанин
Зарегистрирован: 22.10.2007
Сообщения: 84




Согласна, мирянину исповедовать помыслы нереально, на приходах толпы людей, успеть бы всех исповедывать до начала причастия. Успевают не всегда Crying or Very sad
А брань помыслов знакома не только монахам, но и мирянам. У мирян самая сильная брань с помыслами осуждения. Стоит только нам испортить помысел о ближнем, как мы впадаем во все смертные грехи: гнев, неприязнь, озлобление, злословие и прочее. Короче, если кто кого осуждает, то он начинает вести себя агрессивно по отношению к тому, кого осуждает, даже, если ничего не скажет вслух.

_________________
У Бога ничего не бывает случайно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 2:06 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Странница писал(а):
У меня есть эта книга. Римские цифры после цитаты - это ссылка на том первоисточника. 1 том - письма к мирским особам, 2 том - к монахам, 3-6 тома - к монахиням. Все советы об откровении помыслов обращены к монахам и монахиням. Мирян преподобный обучает бороться с помыслами...
Проверил. Действительно, в разделе "Откровение помыслов" цитаты практически только из томов III-VI, а вот в разделе "Помыслы на молитве" есть и ссылка на том I, то есть на какое-то из писем к мирянам.
Да, этот топик называется "Откровение помыслов", так что цитата из раздела "Помыслы на молитве" будет наверняка оффтопом.
Но, если откровение помыслов предписано только монашествующим - то почему и мирянам "советуют" каяться в том числе и в мысленных грехах?! "...Прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением...." (3-я молитва "на сон грядущим").


Последний раз редактировалось: Rex_Sepluvzew (Вс Ноя 04, 2007 2:23 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
Если факты - упрямая вещь, тем хуже для фактов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 2:16 am Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




Rex_Sepluvzew писал(а):

Но, если откровение помыслов преписано только монашествующим - то почему и мирянам "советуют" каяться в том числе и в мысленных грехах?! "...Прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением...." (3-я молитва "на сон грядущим").

Да просто откровение помыслов, монашеское ежедневное и ежечасное делание - это совсем не то, что покаяние в грехах, совершённых мысленно. Первое нам, мирянам, к сожалению, просто недоступно, а второе - обязательно нужно, потому что мысленный грех - тот же грех Sad , и разрушает нас, и удаляет от Бога.


Последний раз редактировалось: Странница (Вс Ноя 04, 2007 2:18 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 2:17 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Иоанна Г. писал(а):
Стоит только нам испортить помысел о ближнем, как мы впадаем во все смертные грехи: гнев, неприязнь, озлобление, злословие и прочее. Короче, если кто кого осуждает, то он начинает вести себя агрессивно по отношению к тому, кого осуждает, даже, если ничего не скажет вслух.
Я в таком ("худшем") случае начинаю злорадствовать ("не подам руки терпящему бедствие") или молить Бога, чтобы Он отомстил за меня, но сам мстить не стану (во всяком случае, в обычной, не виртуальной, реальности). Да и то, во время одной из моих исповедей принимавший её (исповедь) священник сказал мне, что если стерпеть злобу и т. п. в "мой" (кающегося) адрес - то это может быть учтено на Страшном Суде.
К тому же - сравните-ка агрессию неверующего и верующего. Для кого-то избиение не до смерти - добродетель ("обычно убиваю, на сей раз воздержался"), для кого-то - грехопадение ("обычно ограничиваюсь словами, а тут распустил кулаки").


Последний раз редактировалось: Rex_Sepluvzew (Вс Ноя 04, 2007 3:26 am), всего редактировалось 1 раз

_________________
Если факты - упрямая вещь, тем хуже для фактов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 2:25 am Ответить с цитатой
Rex_Sepluvzew
Форумчанин
Зарегистрирован: 05.03.2006
Сообщения: 82
Откуда: Сaратов




Странница писал(а):
Да просто откровение помыслов, монашеское ежедневное и ежечасное делание - это совсем не то, что покаяние в грехах, совершённых мысленно. Первое нам, мирянам, к сожалению, просто недоступно, а второе - обязательно нужно, потому что мысленный грех - тот же грех Sad , и разрушает нас, и удаляет от Бога.

В таком случае - чем "технически" покаяние (например, на исповеди) в мысленном грехе отличается от откровения помысла?

_________________
Если факты - упрямая вещь, тем хуже для фактов.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 10:20 am Ответить с цитатой
гликерия
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 180




Rex_Sepluvzew писал(а):
Странница писал(а):
Да просто откровение помыслов, монашеское ежедневное и ежечасное делание - это совсем не то, что покаяние в грехах, совершённых мысленно. Первое нам, мирянам, к сожалению, просто недоступно, а второе - обязательно нужно, потому что мысленный грех - тот же грех Sad , и разрушает нас, и удаляет от Бога.

В таком случае - чем "технически" покаяние (например, на исповеди) в мысленном грехе отличается от откровения помысла?


Откровение помыслов может быть частью исповеди, а может и не быть. Помыслы может принимать даже несвященник и даже женщина (теоретически). Для этого необходим только опыт. Для помысла необязательно разрешение таинственное. Привлечение помыслов к исповеди - по желанию, для большей полноты, если чувствуем в этом потребность.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 2:58 pm Ответить с цитатой
гликерия
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 180




Всех с праздником Казанской Божией Матери! И с гражданским праздником народного единства! hb Laughing

Хочу добавить еще к предыдущему посту. Брань помыслов состоит из следующих стадий: прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть. Об этом подробнее в Лествице (15,73). Еще иногда говорят: прилог, рассматривание, принятие (не помню точно где, но. может Странница поможет?). Так вот, прилоги не вменяются нам в грех, но о них лучше рассказать опытному человеку, чтобы легче было бороться. А вот последняя стадия - сложение, пленение, приятие, - как хотите называйте, всем понятно, о чем идет речь. То есть когда мы уже вовсю думаем так, и это уже наши мысли, принятые, мы с ними согласились (например, мысленно осуждаем человека) - это уже мысленный грех, и его надо исповедывать священнику.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 4:42 pm Ответить с цитатой
Иоанна Г.
Форумчанин
Зарегистрирован: 22.10.2007
Сообщения: 84




Присоединяюсь к поздравлением всех с праздником Казанской Божией Матери! И с гражданским праздником народного единства!
Pozdravlenie
Странница писал(а):
мысленный грех - тот же грех Sad , и разрушает нас, и удаляет от Бога.

Это самое главное, о чем надо помнить. Именно поэтому, вычитывая вечерние молитвы с исповедованием греха мысленного, мы должны не просто просить Бога о прощении, а конкретно отследить этих мысленных волков и покаяться в них. Когда же худой помысел не отступает, несмотря на всю брань с ним, тогда, как говорит наш настоятель и духовник, его следует исповедовать священнику, значит, он пророс в нас корнями, а это бывает, когда мы собеседуем с ним.

_________________
У Бога ничего не бывает случайно.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 5:20 pm Ответить с цитатой
Странница
Библиотекарь форума
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сообщения: 1768
Откуда: Москва, и не только




гликерия писал(а):
может Странница поможет?).

Very Happy С Праздником, дорогие!
Чем могу, помогу Smile .

Преподобный Нил Сорский
О восьми главных страстях и о победе над ними
О мысленной в нас брани

1. Как авва Нил разделяет мысленную в нас брань?
Он именует несколько видов ее. "Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы: прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог), потом принятие оного (сочетание), далее - согласие с ним (сложение), за ним - пленение, или порабощение от него, и, наконец, страсть".

2. Что называют святые Отцы "прилогом"?
"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. Св. Григорий Синаит говорит: "Прилог есть внушение, от врага происходящее: … И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Ибо не возможно, чтобы не было приражения нам вражеских козней, говорит Симеон Новый Богослов, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога, а в сем состоянии удаления он может колебать мысли и ум всякого. …

3. Что называется в брани духовной сочетанием?
"Сочетанием св.Отцы называют собеседование (соглаголати)с пришедшим помыслом - страстное или бесстрастное- или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. …

4. Что называется сложением в мысленной брани?
"Сложением св. Отцы называют благосклонный от души приём помысла, в нее пришедшего, или предмета, представившегося ей. Это бывает, напр., тогда, когда кто-либо мысль, врагом порожденную, или предмет, от него представленный, примет, с ними вступит в общение чрез мысленное разглагольствование, и потом склонится - расположится в уме своей поступить так, как внушает вражий помысл. О вменяемости сего св. Отцы рассуждают по той степени и мере духовного возраста, в коих находится подвизавшийся. … Вот что Отцы сказали о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла, когда кто-либо из подвизающихся, хотя бывает побежден в мысли, но когда корень ума его (во глубине сердца своего) твердо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить. И это есть первый вид сложения".

5. А второй вид сего состояния души инока в чем состоит?
"В том, говорит св. Григорий Синаит, когда кто волею своею приемлет вражия, т.е. от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается от них так, что уже не токмо не противоборствует им, но решается исполнить по внушению страсти, и если не исполняет самим делом почему-либо, как по неулучению времени или места или по иной причине. Таковое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению".

6. Как рассуждает преподобный Нил о том состоянии иноческой души, которое называется пленением?
"Пленение есть, когда сердце насильно и против воли устремляется к нашедшему помыслу и, водворяя его в себе, чрез то ниспадает из своего духовного настроения. … Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед".

7. Как преподобный Нил учит о вменяемости воздействовавшего злого помысла?
"Она различна, смотря по тому, когда и как помысл внедряется в душу и действует: во время ли молитвы или не во время молитвословия келейного и соборного; средний ли то - безразличный, не греховный помысл, или прямо злой. Если ум находится в плену лукавых помыслов во время молитвы, это очень виновно и осудительно: потому что во время молитвы ум должен быть весь обращен к Богу и внимать молитве и всяких сторонних мыслей отвращаться. Если же не во время молитвы и в необходимых для жизни потребностях входят в душу мысли и в ней остаются, то таковое состояние безгрешно. Ибо и святые благословно и безвинно исполняли необходимое для жития телесного. Во всяком сего рода помысле ум наш, если соблюдает себя в благочестивом устроении, бывает с Богом (неразлучен), говорят Отцы. От лукавых же мыслей да отвращаемся".

8. Что называет преподобный Нил страстью?
"Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Причиною сего, как мы сказали, бывает, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. … Обуреваемому какою-либо страстию подобает всеусиленно ей противиться, сказали Отцы. Возьмем, например, страсть блудную. Кто борим этою страстию к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и сопребывания с ним и от прикосновения к его одежде и от обоняния аромата его одежд. Кто не соблюдет себя от всего этого, тот образует страсть и любодействует мысленно в сердце своем, сказали Отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей, вводя и приемля лукавые помыслы, как некие звери".


http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nil_sorskii/eight_passions/2.html

_________________
Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии…
(Антоний Великий).
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Вс Ноя 04, 2007 9:44 pm Ответить с цитатой
гликерия
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 180




Спаси Вас Господи, Странница!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2007 1:32 pm Ответить с цитатой
гликерия
Форумчанин со стажем
Зарегистрирован: 15.07.2006
Сообщения: 180




Вот еще. Святитель Игнатий (Брянчанинов): "С помыслами никогда не должно рассуждать. Может враг представить много логического, неопровержимого, склонить наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскированных личиною благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни был благовиден помысл. но если отнимает "мир" у сердца, тонко приводит к нарушению "любви с ближними". - он вражеский." Письма о подвижнической жизни, М., 1996, с128-129.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
 откровение помыслов 
 Список форумов Миряне » Миряне - ищут мир в душе
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Часовой пояс: GMT + 4  
Страница 4 из 4  
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
  
  
 Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.  Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.  



Про колокола и колокольные звоны Школа Звонарей. Колокола, обучение, звонари Колокол купить в Москве
Нас поддерживают: .